ПАВАРОТТИ СПЕЛ ЗАСТОЛЬНУЮ ПЕСНЮ ПОД ВОДОЧКУ
Единственный концерт итальянского певца Лучано Паваротти с программой 'Чао, Москва!' прошел в Государственном Кремлевском дворце 21 декабря. В концерте, кроме легендарного тенора, приняли участие итальянская певица Симона Тодаро (сопрано), многолетний аккомпаниатор и близкий друг маэстро Леоне Маджиера и Государственный оркестр радио и телевидения России при Российском государственном музыкальном телерадиокомитете (художественный руководитель и главный дирижер - Сергей Политиков).
Практически весь вечер зал находился в интригующем полумраке. В паузах между вокальными номерами зал погружался во тьму, а рампы и софиты, освещавшие лишь музыкантов, включались во время выхода артистов и звучания музыки. Задник сцены был полностью завешен черным полотном, которое разверзалось в самом центре, выпуская на сцену главного виновника торжества, шествующего по красной ковровой дорожке. Маэстро выходил на сцену, опираясь на дружественное плечо дирижера или позволяя своей очаровательной спутнице Симоне символически поддерживать его.
'Король бельканто' спел москвичам всю обещанную программу, отклонившись от нее лишь однажды. Открылся вечер тремя барочными ариями в сопровождении фортепиано (аккомпанировал Леоне Маджиера) - лучезарной кантиленой из оперы 'Гризельда' Антонио Мария Бонончини, игривой арией Алессандро Скарлатти и драматично-саркастической арией Джованни Легренци. Затем программу продолжила Симона Тодару, явив в двух ранних ариеттах Беллини свой глубокий голос и продемонстрировав публике свой драматический талант. Некоторые из ариетт Беллини должны были прозвучать и в исполнении Паваротти, однако вместо этого Лучано и Симона порадовали аудиторию знаменитой молитвой 'Ave Maria' Франца Шуберта, спев ее дуэтом.
Наконец, в дело вступил оркестр и исполнил известное интермеццо из оперы 'Сельская честь'
Пьетро Масканьи, обозначая переход к оперной тематике. Тем временем для Паваротти принесли специальный стульчик и установили у рояля. Маэстро, выйдя на сцену, с удовольствием уселся на стульчик и в знак одобрения крякнул в микрофон. Первое отделение завершили лучшие фрагменты оперы 'Богема' Джакомо Пуччини: сначала Паваротти спел арию Рудольфа, а Симона Тодаро - арию Мими, а следом прозвучал их дуэт. В арии Рудольфа, казалось, маэстро экономит силы на высоких нотах, заменяя пение на опоре легким фальцетом, но заключительное 'си' было взято героически и прозвучало полноценно.
После антракта певцы продолжили засыпать публику оперными шлягерами, в числе которых были ария Турриду (сцена прощания с матерью) из оперы 'Сельская честь' Пьетро Масканьи, ария Адрианы из оперы 'Адриана Лекуврер' Франческо Чилеа, ариозо Канио ('Смейся, паяц!') из оперы 'Паяцы' Руджеро Леонкавалло, 'Вишневый дуэт' из оперы 'Друг Фриц' Масканьи, ария Лиу из оперы 'Турандот' Джакомо Пуччини и др. Конечно, не обошлось и без неаполитанских песен, а завершил второе отделение популярный 'Рассвет' Леонкавалло, в котором певец взял заветное 'до' непринужденно и ярко, как в старые добрые времена.
Конечно, публика не желала отпускать своего героя и устроила стоячие овации. В благодарность Паваротти спел на бис знаменитую 'Гранаду', следом - 'O Sole mio!' (с первых же тактов зал взорвался аплодисментами), а после обратился к залу с маленькой речью. 'Мне кажется, все тут достаточно развлеклись - и уважаемая публика, и мы, которые работали для вас. И лучшим завершением этого праздника был бы дуэт из оперы 'Травиата', бриндизи. В опере эта застольная поется под шампанское, а мы теперь попытаемся сделать это под водочку', - сказал маэстро и попросил публику выполнить роль хора. Публика с удовольствием справилась с этой ролью и подпевала солистам от души.
Источник:
|