Написать другу

Animal ДжаZ - группа сумбурного порядка

Интервью с солистом группы Пилот Ильей Чертом.

«Я верю в Бога, а не в религию» или Буддистское сострадание к группе Total

Начиная разговор о шоу-бизнесе, первое, что хотелось бы определить – музыка для тебя является профессией, или все же чем-то сродни хобби?

Это способ разговаривать с людьми. Ни больше, ни меньше. Для меня музыка по жизни является профессией, конечно. Но не сама музыка, а скорее как средство выражения.

Для тебя, как клубного музыканта, существование за счет подобной профессии – миф, или реальность?

Я существую за счет музыки, уже давно. Но с трудом, прямо скажем. Шиковать не получается.

А твое существование в шоу-бизнесе в будущем, станет ли это приносить реальный доход?

Я не вижу свое будущее. Меня не интересуют деньги. Существование меня интересует, а деньги – нет. Ты опять склоняешь к тому, что музыка – ради денег. Важно находиться на своём месте, где бы то ни было. Ты не станешь лучше от красивых вещей, это с детства должно быть. Знаешь, почему люди, которые с детства растут в таких вещах, хорошо в этом смотрятся? Потому что они не делают из этого культа, они к этому привыкли.

Ставя себя на профессиональный уровень, что меняется в отношении к творчеству?

Я стал намного более критически к себе относиться. К своим собственным творениям. У меня появилось больше ответственности за каждое свое слово, и к музыке я подхожу намного более внимательно, чем раньше.

«Пилот» изменился, соприкоснувшись с понятием «профессионализм», шоу-бизнес?

Мы ни себя, ни шоу-бизнес не собираемся менять. Мы всю жизнь пытаемся найти какие-то точки соприкосновения с ним, стараясь не трогать ни свои интересы, ни шоу-бизнеса… Нам трудно навязать что-либо.

Профессиональному музыканту, по твоему мнению, стоит получать соответствующее музыкальное образование?

Певцу – не думаю. Я этого не делаю, и думаю, что смыла в этом большого нет. Потому что перед глазами существует масса примеров людей, которые не обладают оперным голосом, однако для меня лично эти люди являются «певцами номер один». Тот же самый Юра Шевчук, например, которого, прямо скажем, не назовешь оперным певцом. Главное иметь собственный почерк, собственным голос.

Зачастую собственный почерк создается на основе каких-то западных образцов, как, к примеру, в случае с группой «Психея». Как ты относишься к подобным командам?

Меня радует энтузиазм и рвение парней, но мне немного не нравится их музыка, просто по стилю. Я считаю, что это дело возрастное – то, что они тянутся к западной музыке, пытаются копировать западных музыкантов, западную культуру. Я думаю, если у них дальше пойдет все хорошо, то это все-таки пройдет. И все будет нормально. Есть масса русских групп, которые играют подобную тяжелую музыку, но совершенно на свой индивидуальный русский манер.

А что, как ты считаешь, мешает такой имеющей достаточно яркую индивидуальность группе, как Джан Ку, достичь популярности той же Земфиры?

Земфира – это не рок-музка, вобщем-то. Поэтому здесь нельзя сравнивать такие вещи. Земфиру слушают на пляжах и в кабаках люди с бритыми затылками. Джан Ку никогда не будут слушать ни в ресторанах, ни в кабаках. Поэтому то, что дано Земфире, не дано Джан Ку. Или группа Total, к примеру, когда девку выдернули, напичкали чужими словами, чужой музыкой. Она 2000пытается, старается, а ты смотришь на нее – и становится ее жалко, хочется ее успокоить, посадить и сказать: "Ну побудь ты собой, ты же устала. У тебя такое изможденное лицо, потому что ты постоянно пытаешься что-то из себя состроить, и это настолько жалко смотрится". Ужасно. У меня буддистское сострадание к ней, ей-Богу. Хотя, думаю, ей на моё сострадание «положить с прибором».

«Мэтры» русской рок-сцены «Алиса», Шевчук как-то влияют на творчество группы «Пилот»?

Единственное, что сделал Шевчук - посоветовал мне начать петь по-русски. Была такая фраза им брошена: «Мне очень нравится, как вы играете, но, к сожалению, я ничего не понимаю, что вы поете. А так бы хотелось!». И тут я действительно понял, что я зря теряю время, просто выговаривая «англицкое произношение». А «Алиса» безусловно мне очень нравится, и я целиком « за», обеими руками за то, что они делают. Хотя мне кажется, что они перегибают палку в отношении православия в последнее время. Но не я им судья, а вдруг так действительно и должно быть? Может, я приду к тому же самому через десять лет, откуда я знаю?

После «Сказки» создалось ощущение, что ты делаешь некое буриме из религий, относишься к этому достаточно любительски?

Как раз люди, которые занимаются определенной религией, подходят к этому любительски, как мне кажется. Я верю в Бога, а не в религию, вот в чем все дело. Бог и религия – это разные вещи, религии не создавали мир, и человека в том числе. Это человек создал религию. А Бог создал человека. В этом разница.

Грязь и Живость или «Вы не могли бы играть потише? Кушать мешаете»

У тебя есть некий «рецепт» успеха для молодой команды?

Надо собрать денег, много, как можно больше. Взять одну песню, самую хорошую. Провести опрос среди знакомых, какая песня больше всего «садится на уши». Не та, которая музыкантам нравится, потому что музыканты, как правило, любят то, что не нравится всем остальным. Потом пойти с этой песней в хорошую студию и записать ее. Мало того: если вы плохо умеете играть – ничего страшного, если вы пригласите сессионных музыкантов, которые сыграют за вас. Потому что важна идея, а не профессиональное исполнение. И чтобы эти музыканты, хорошо играющие, записали, а ваш вокалист это спел, нормально, от всей души, как он это видел, честно. И эту песню уже нести по тем же самым лейблам. И просто показывать. Нарезать целую кучу болванок, потому что кассеты никто из людей, которые этим занимаются, не слушает. И раздавать диски. Много, сто, двести, всем, кому попало. На радиостанции, во все компании, кому угодно. И везде оставлять свои координаты, постоянно звонить им и спрашивать – ну, как? Вы послушали? Иначе они вообще этого не послушают никогда. Кроме того есть такое понятие, как саунд-продюссер. Который берет какую-то картинку, скажем, группа приходит и говорит, что хочет звучать как Nirvana. Это нормальный подход. И человек, профессионал, он знает как это сделать Музыкантам молодым этого не понять, но из мелочей складывается тот звук, который им нужен. И желательно, чтобы на сведении альбома они не присутствовали, они должны сыграть свою партию и уйти домой. Саунд-продюссер у нас в стране один, на мой взгляд, – Макс Фадеев. Можно еще взять Мазая из «Морального кодекса». По крайней мере, это люди, которые что-то соображают в звуке.

Стоит ли молодому коллективу вкладывать деньги в какие-то рекламные кампании, обращаться в продюсерские центры?

Группа морально неустойчива до той поры, пока она не проиграла вместе пять лет. Поэтому большинство крупных деятелей шоу-бизнеса не берутся за группы, возраст которых меньше пяти лет. Это еще идейно и музыкально не сформировавшийся коллектив. И главное – рвать вперед, потому что рано или поздно тебя заметят, если ты действительно того стоишь.

Пустой зал для группы можно считать уже приговором, или стоит все же двигаться дальше?

Конечно, надо двигаться. Пустой или полный зал – это зависит от очень многих вещей. Я скажу банальную фразу, но, тем не менее, все так и есть – все в руках Господних. Я уверен, что в конкретном месте в конкретный день может не оказаться людей, просто потому, что ты выбрал неправильное место и неправильное время, и люди просто локализованы в этот момент в другом месте. Поэтому может быть пустой зал, не потому, что тебя не любят зрители, а просто потому, что так случилось.

«Пилоту» когда-нибудь приходилось играть перед пустым залом?

Чтобы совсем не было людей – не было. Но мы играли, например, в клубе «Улей», дорогом клубе. Давно было дело. Мы играли практически в пустом зале, три –четыре пары просто сидели и ели за столами, звеня вилками, и совершенно не обращая на нас внимания. Мало того, посреди концерта подошел человек и сказал: «Ребята, вы не могли бы играть потише? Кушать мешаете». Но мы играли за гарантированную зарплату, поэтому нам было очень смешно, мы доиграли до конца и ушли.

Запись альбома – один из важнейших моментов в становлении коллектива. Альбом должен быть качественным, дорогим, или можно позволить себе сделать его дешевым за счет качества?

Важно сделать его качественным и дешевым (смеется). Дело в том, что мы себе хорошую студию все равно позволить не можем, поэтому альбом выходит все равно качеством «не ура». Нас не особо это расстраивает, потому что я считаю, хорошую песню даже самым плохим звуком не испортишь. Я слушаю с удовольствием старые записи «Аукцыона», «Ноль», « Аквариума» – и они записаны хуже, чем мы. А слушать это очень приятно и классно. Я считаю, из качества звучания сделали культ какой-то в последнее время. Мне даже противно слушать последние альбомы все этих новых групп – они настолько все одинаковые, выхолощены стеклянным звучанием, мне просто противно. Ушла вся самобытность, зерно из музыки ушло. Красивая обертка появилась, а тело ушло. Грязь настоящая, вся живость- ушла. Это влияние формата радиостанций, телевидения …. Они все-таки умудрились на 50% убить музыку в нашей стране.

Мысли о смысле жизни или Чертова куча минусов

Что ты даешь залу на концертах, в плане настроения, энергетического паса?

Самого себя. Все зависит от моего настроения в данный момент. И многие люди на меня за это периодически бывают в обиде. Если я выхожу с плохим настроением на концерт – я не могу делать вид, что все хорошо. Я так и отыгрываю его, с плохим настроением. Люди это видят и говорят – мы ж деньги заплатили! Не хочешь – не плати, и не ходи больше. Я не буду за твои деньги перед тобой выпендриваться, что у меня все хорошо.

В результате общения с фанатами у тебя сложился некий образ слушателя группы «Пилот»? Кто эти люди?

Он абсолютно разные. Глупые маленькие девочки у нас особо не задерживаются. Они появляются периодически, но быстро понимают, что никто не будет перед ними расфуфыривать перья. Потому что когда такие девочки подбегают, начинают строить глазки, улыбаться, я им сразу говорю: «Ну и чего?». Я не подыгрываю им никогда. А они привыкли, что молодые артисты, которые любят внимание к себе, они сразу начинают улыбаться, говорить, какие они красивые. А я ,если человек глупый – так ему и говорю напрямик, типа, мне не о чем с тобой говорить. Вообще я общаюсь с очень малым количеством людей в жизни, у меня очень мало товарищей, и один единственный друг. Причем среди моих товарищей, с которыми я общаюсь, большинство – женщины. Я не знаю, почему так произошло, но считаю, что в данное время женщины больше задумываются над жизнью, чем мужчины, больше думают над смыслом своей жизни. А мужики в последнее время думают только о деньгах, престиже, да как пальцы в перстнях пошире расставить. Мужики всё время пытаются достичь самоутверждения в собственных глазах. Женщинам этого не нужно, поэтому у них больше шансов задуматься о жизни.

Не создается ощущения некоторого «застоя» в тусовке?

То, что мало новых людей появляется в тусовке – это очень плохо. Раньше не было понятия шоу-бизнес - и люди старались самовыражаться. Поэтому было очень много ярких личностей в этой среде. А сейчас люди изначально готовятся к тому, что надо «выбиться». Они не играют для собственного удовольствия – они тешат самолюбие, и изначально рвутся к извес1000тности. Самый распространённый вопрос у молодых музыкантов: как выбиться то?Я таких вопросов не задавал.

Тебя не беспокоит явление фанатизма, то, что к тебе приходят «проблемные» люди, и с каждым днем их все больше?

Я очень рад, что их становится все больше. Я стараюсь выдергивать из правильного социального мира, из мира общества, отдельных людей. Для того, чтобы они занимались собой, собственной душой. А не служили каким-то глупым навязанным идеалам.

Не боишься сам стать подобным идеалом?

Они же служат не мне. У меня куча минусов, и я часто сам не следую тому ,что советую другим. Но это только потому, что я уже прошёл это. К тому же ещё Будда говорил: личные силы и слабости лидера совершенно не отражают качества Пути, им проповедоваемого.

«Внутри «Пилота» - абсолютный коммунизм» или Испытание снобизмом

Играя на больших сценах, не возникает некий мандраж?

Мандраж бывает, но это не зависит от размера сцены, а скорее от ситуации, от публики, которая пришла на концерт.

Тяжело играть перед публикой солянок, людьми, пришедшими на других музыкантов?

Меня совершенно не волнуют выступления на фестивалях. Никакого мандража, нервов я не испытываю. И особого подъема душевного – тоже. Мне гораздо важнее сольное выступление группы, когда это целиком наш вечер, это наша атмосфера. И создать эту атмосферу, поддержать в ней людей от начала до конца – это должно быть правильно сделано, нужен правильный настрой.

Идеальное место для выступления «Пилота»?

Стадион, конечно. И чем больше – тем лучше. Это чисто технический вопрос – потому что на стадионе всегда хорошо все слышно. Музыканты страдают в клубах оттого, что не слышно ничего, нет ни мониторов нормальных, аппарата. А на стадионе можно «вжарить» как следует, и на сцене все слышно хорошо. Можно четко спокойно играть, не боясь, что что-то куда-то собьется. Но думаю, мы не доросли ещё до уровня стадионной группы. Пока что мы собрали ЛДМ и Ленсовета, но это же не стадионы. Солянки не считаются.

Не «напрягает» ситуация со звуком на фестивалях?

Полный бардак конечно. Мы иногда даже не ходим отстраиваться, потому что это гнилое дело абсолютно.

И тем не менее вы участвуете в подобных мероприятиях?

Просят – участвуем. Но мне не очень нравится это, честно скажу. Всё это напоминает какой то спорт, какое то соревнование. А разве может быть момент соперничества в творчестве? Бред какой то…Я не люблю участвовать в солянках. Для меня это способ повидаться с друзьями и коллегами, на других посмотреть…

Свой звукорежиссер как-то спасает положение на фестивалях? И нужен ли звукрежиссер в группе вообще?

У нас долгое время работал звукорежиссером бас-гитарист группы «Джан Ку», а сейчас у него концерты появляются, запись, он не всегда может с нами ездить. Хотелось бы конечно кого-то постоянного, но ушей в стране хороших мало.

Отношение к музыкант обслуживающего персонала клуба имеет какое-то значение?

Это очень важно. Насколько хорошо обслуживающий персонал будет работать с музыкантами – настолько музыканты хорошо будут играть на концерте.

А другие составляющие «группы поддержки» коллектива – стилист к примеру?

Бывает время, когда у нас нет денег в магазин сходить. На что я буду покупать стилиста?

Директор?

Директор как был, так и есть. Он получает равную долю со всеми. У нас коммунизм, мы установили внутри группы «Пилот» абсолютный коммунизм. Всем – поровну. К чему это приведёт – пока не ясно.

«Пилот» – это единый коллектив, или музыканты вокруг лидера?

Если брать чисто музыку – это безусловно группа. Но «Пилот», помимо музыки – это еще очень много всего. Мы сейчас собираемся сделать два сборника – прозы и стихов наших поклонников, сборник песен. Слегка заняться промоуторской деятельностью, повытаскивать каких-то талантливых неизвестных ребят, которые поют дома под гитару пока что. Этим, к сожалению, занимаюсь один я.

Побочные проекты не мешают работе в «Пилоте»?

У нас нет ни у кого побочных проектов. У меня есть один проект побочный99e, он существует в замороженном состоянии, и очень давно мы ничего не делали. Просто нет времени.

Есть какая-то разница между аудиторией провинциальной и столичной? В чем особенность провинциального зрителя?

Они более честные в выражении своих чувств, искренни.

А пресловутая разница в приеме между Питером и Москвой – она все еще существует?

Разница практически сравнялась, потому что на московские концерты ездит очень много людей из Питера, а в Питер – из Москвы. Может быть, эта грань замылилась в моих глаза, но я перестал особо ее замечать. Хотя всё равно в Питере всё проходит более «по домашнему».

Стоит ли молодым музыкантам ехать в Москву?

Это очень сильное испытание снобизмом, закормленностью публики. Для музыканта это очень хорошо – люди, которые закормлены музыкой, всяческими изысканиями, которых пытаются развлекать прямо из кожи лезть вон – их очень трудно удивить. И если ты их удивил – это значит, что во всех других местах ты покатишь на все сто. Это показывает твою боеспособность, к тебе там будут относиться абсолютно безжалостно, Москва – абсолютно безжалостный город, он не признает сострадания вообще. В Петрозаводске, к примеру, просто не катит рок, там другая культура, рейв-культура. Но к тебе там относятся как к человеку, даже если ты плохо сыграл, даже если не было людей – к тебе подойдут, накормят, напоят, устроят культурную программу, скажут: парень, расслабься, всё в порядке! А в Москве почти всем наплевать, какой ты человек, и в первую очередь смотрят, какой ты профессионал. Хотя, возможно, именно я с таким столкнулся ,а кому то повезёт больше…

Что требуется от музыканта, чтобы существовать на большой сцене?

Душа должна быть большая и честная. Все.

Источник: MUZZ.ru. Дата: 25/05/2002 21:00. Комментариев: 0


Ваш комментарий
Вы можете высказать своё мнение по данной новости. Воспользуйтесь формой для того, чтобы оставить свой комментарий.
Другие комментарии
Ваше имя 
Ваш e-mail 
Комментарий