В БОЛЬШОМ ЗАЛЕ ИСПОЛНИЛИ МУЗЫКУ «ТРИУМФАТОРОВ»
Концерт в рамках фестиваля искусств «Триумф», приуроченный к 10-летию одноименной премии, состоялся в Большом зале консерватории 16 февраля. В программе вечера, организованного концертным агентством «Краутерконцерт», прозвучали произведения композиторов, лауреатов премии «Триумф» - Альфреда Шнитке, Арво Пярта и Гии Канчели. Композиторы, за исключением ушедшего из жизни Шнитке, присутствовали на концерте лично. В числе особых гостей также были вдова Альфреда Гарриевича Ирина Шнитке, художественный координатор (а в прошлом - основатель и идеолог) премии Зоя Богуславская (именно ей принадлежит идея организации концерта современной музыки в рамках нынешнего фестиваля), искусствовед и телеведущий Святослав Бэлза, поэт Андрей Вознесенский и др.
Вечер начался с произведений Арво Пярта - прозвучало часто исполняемое сочинение «Fratres» («Братья») для скрипки, струнного оркестра и ударных (версия 1992 года) в исполнении «Солистов Москвы» п/у Юрия Башмета. В качестве солистки выступила концертмейстер оркестра, лауреат молодежной премии «Триумф» Елена Ревич. Продолжила программу российская премьера сочинения «Песнь восхождения» для мужского хора и струнного оркестра, написанная на текст 120-го псалма «Возвожу очи мои к горам». Для псалмодирования к оркестру Башмета присоединилась мужская группа хора Московской консерватории п/р Бориса Тевлина. Общий элегический настрой вечера продолжили «Cantus» памяти Бенджамина Бриттена, написанный Арво Пяртом в конце 70-х годов, и «Монолог» для альта и струнного оркестра Альфреда Шнитке. Солировал и дирижировал своим ансамблем Юрий Башмет.
Во втором отделении концерта прозвучало сочинение Гии Качели «Стикс» для хора, альта и оркестра на слова Уильяма Шекспира и народные грузинские тексты. Сочинение, написанное в 1999 году, посвящено Юрию Башмету, ибо, как высказался сам композитор, «голос его альта способен соединить разделенные водами Стикса мир мертвых и мир живых» (Styx - в греческой мифологии священная подземная река, по которой Харон на своей ладье перевозит души умерших в царство Аида). В исполнении произведения, объединившего в себе жанровые черты концерта, симфонической поэмы и кантаты, приняли участие Юрий Башмет (альт), Государственный академический симфонический оркестр России (художественный руководитель - Василий Синайский) и камерный хор Московской консерватории п/у Бориса Тевлина. Дирижировал молодой питерский дирижер Александр Сладковский (московская премьера «Стикса» состоялась 22 декабря 1999 года в БЗК, тогда Госоркестром России дирижировал грузинский маэстро Джансуг Кахидзе).
Александр Сладковский родился в 1965 году в Таганроге. Начал музыкальную карьеру как трубач, окончил военно-дирижерский факультет Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского, после - отделение оперно-симфонического дирижирования Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова (класс профессора Владислава Чернушенко). Дебютировал в Театре оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории премьерным спектаклем "Так поступают все" В.А.Моцарта. В настоящее время является главным дирижером вышеупомянутого театра, а также активно сотрудничает с рядом оркестров в России и за рубежом. В мае 1999 года Александр Сладковский был удостоен II премии III Международного конкурса имени С.С.Прокофьева в Санкт-Петербурге (I премия не присуждалась).
Источник:
|