МОСКОВСКИЙ КОНКУРС ДЖАЗОВЫХ ПИАНИСТОВ: МЭТРЫ ПОДАЛИ ПРИМЕР НОВИЧКАМ
Открытие I Московского международного конкурса джазовых пианистов состоялось 22 марта в Центре Павла Слободкина. На пресс-конференции, состоявшейся накануне, обсуждались вопросы, связанные с организационными моментами, преимущественно с жеребьевкой. Пресс-брифинг, назначенный на 22 февраля за два часа до концерта-открытия, превратилась в вольную беседу - такую форму спонтанно выбрали сами ее участники, которые не стали рассказывать о принципах своей работы на джазовом конкурсе (да и о самом конкурсе), а сразу же предложили перейти 'к делу'. На 'пресс-конференции' присутствовали почти все члены жюри и два представителя СМИ.
В самом начале торжественного концерта его ведущий Владимир Каушанский сказал, почти вторя словам Игоря Бутмана о реальном 'триумфе российского джаза', что статус этой музыки в последние годы серьезно вырос - теперь в нашей стране проходят джазовые фестивали, джаз даже преподается в учебных заведениях. Однако, по словам ведущего, для полной картины 'нам недоставало одного - международного джазового конкурса'. Подобное мнение высказал о российском джазе и данном конкурсе известный швейцарский джазовый пианист - член жюри Тьерри Ланг в личной беседе, состоявшейся вместо 'пресс-конференции'. Как отметил Тьерри Ланг, трое-пятеро финалистов джазового фортепианного конкурса в Женеве - являются российскими музыкантами. 'Я думаю, что этот конкурс станет чем-то вроде трамплина для музыкантов', - поделился своими мыслями пианист. Председатель жюри конкурса Даниил Крамер заметил при этом, что это первый конкурс такого рода, 'но, если он пройдет успешно, то будет проводиться ежегодно'.
Торжественный концерт открылся выступлением Военного оркестра Академии экономической безопасности МВД России, в исполнении которого прозвучали мелодии из популярных советских песен в легкой джазовой обработке. Затем Владимир Каушанский представил зрителям всех молодых конкурсантов, которые поднялись на сцену. Среди них исполнители разного уровня известности - и начинающие, и победители нескольких международных джазовых фестивалей; всего 19 участников из 11 стран, среди которых Россия, Люксембург, Польша, Франция, Украина, Болгария, Армения, Азербайджан, Индонезия, Франция.
После представления участников конкурса начался концерт, который, по словам Каушанского, можно было бы назвать 'В джазе только члены жюри'. На сцену в этот вечер выходили мэтры джаза, чье исполнение должно являться образцом для подражания молодым конкурсантам - в концерте прозвучало множество джазовых манер, стилей и техник. Члены жюри из-за рубежа исполняли по одному небольшому фортепианному номеру-приветствию (их попросил об этом во время встречи с прессой Даниил Крамер), российские же музыканты играли по нескольку композиций: и соло, и в составе небольшого бэнда - как правило, только с ритм-секцией (контрабас, барабаны), а Игорь Бриль вышел с семьей - двумя сыновьями-саксофонистами Дмитрием и Александром. Для каждого из выступавших характерна своя неповторимая манера - свободная манера и концертный стиль эстонского пианиста и композитора Тыну Найссоо; меланхолично-шопеновский, приправленный джазовыми гармониями стиль Анджея Ягодзински (Польша); лаконичная выстроенная и гармонически-свежая импровизация Тьерри Ланга; старая добрая советская джазовая струя Анатолия Кролла; тонкое чувство клавиш Даниила Крамера (ведущий концерта назвал его 'музыкальным передвижником' за то, что пианист 'много передвигается по России', возглавляя 11 джазовых фестивалей); яркое разноплановое выступление Игоря Бриля. В частности, в исполнении последнего впервые прозвучала пьеса 'Танец чаек', навеянная, по словам автора, воспоминаниями об Эстонии, о прогулках с Тыну Найссоо по Финскому заливу.
Источник:
|