В ЛИТВЕ, КАК И В РОССИИ, МУЗЫКАНТЫ СТАНОВЯТСЯ ЖЕРТВАМИ ЧИНОВНИКОВ
Художественный руководитель и главный дирижер Литовского камерного оркестра, дирижер с мировым именем Саулюс Сондецкис провел на днях пресс-конференцию, на которой заявил, что временно прекращает свою творческую, концертную и общественную деятельность в Литве. Решение маэстро, как сообщает литовская газета «Республика» 9 июля, является реакцией протеста против действий бывшего министра культуры Литвы, а ныне - директора Литовского театра оперы и балета Гинтараса Кевишаса, направленных на монополизацию музыкальной жизни страны.
В числе претензий Сондецкиса к Кевишасу - то, что последний «прибрал к рукам» Литовский театр оперы и балета, Национальную филармонию, которой он управляет при помощи своего ставленника, и Вильнюсский фестиваль, худруком которого он был назначен еще в бытность министром культуры. Сондецкис также настроен решительно против бесчеловечного обращения с молодым талантливым дирижером Лютаурасом Бальчюнасом, взрастившим оркестр Театра оперы и балета (а несколько лет назад проработавший вторым дирижером в Большом симфоническом оркестре п/у Владимира Федосеева), против недопустимого разбазаривания денег, погубившего филармонию, против дискредитации солистов филармонии унизительными гонорарами. Протест маэстро направлен также против определенной финансовой политики по отношению к Литовскому камерному оркестру, музыканты которого не имеют возможности ни приобрести ни одного нового инструмента иначе, нежели за свой счет, ни даже выпускать сопровождающую выступления полиграфическую продукцию.
На пресс-конференции профессор Сондецкис выразил протест по поводу губительной реформы музыкальных школ, включающей проекты, представляющие реальную угрозу системе музыкального воспитания. Маэстро протестует против ликвидации Вильнюсской студии звукозаписи, вызванной неспособностью Министерства культуры решить конфликт между владельцем помещения и студией.
Последний вопрос, затронутый на пресс-конференции, коснулся Тракайского фестиваля, руководительницей которого является Майя Плисецкая. Фестиваль оказался загублен министерскими чиновниками, считает маэстро, так как на проведение акции была выделена смешная сумма - 45 тысяч литов, в то время как дефицит одного только Вильнюсского фестиваля составляет свыше 57 тысяч литов. Г-н Сондецкис считает, что было бы достаточно отказаться от одного концерта на Вильнюсском фестивале, чтобы денег хватило на два тракайских фестиваля.
Профессор Сондецкис отныне будет выступать с Литовским камерным оркестром только за рубежом. Кто заменит художественного руководителя и главного дирижера в Литве, неясно, так как в оркестре с 40-летним стажем не было ни второго дирижера, ни ассистента.
Музыковед Лев Гинзбург в интервью корреспонденту InterMedia прокомментировал события в Вильнюсе следующим образом: «Все это очень похоже на то, что происходит и у нас. И эти явления обязательно должны заинтересовать нашу общественность. Сондецкис - символ дружественных связей России и Литвы, он руководитель одного из трех лучших в мире камерных оркестров (наряду с Академией св. Мартина в Полях п/у Невилла Марринера и «Виртуозами Москвы» п/у Владимира Спивакова), но он и главный дирижер и создатель петербургского оркестра «Эрмитаж». И в России, и в Литве в данное время министерства культуры ведут явно антимузыкальную политику. В Москве - по отношению к Госоркестру (см. МУЗЫКА от 05.07.02), в Вильносе - по отношению к Литовскому камерному оркестру, в частности. Так, г-н Гинзбург считает, что Госоркестр мог бы возглавить всемирно известный дирижер Томас Зандерлинг, отец которого в свое время работал вторым дирижером у Евгения Мравинского. И полагает, что пресс-конференции Сондецкиса в Вильнюсе и директора ГАСО Леонида Фрадкина в Москве являются по сути общественными актами, которые, увы, вряд ли смогут повлиять на политику министерств культуры обеих стран.
Татьяна Давыдова, InterMedia
Источник:
|