СТАРОПОЛЬСКАЯ МУЗЫКА И ПЕЧАЛЬНЫЕ ПЕСНИ ГУРЕЦКОГО
Симфонический концерт в рамках Дней культуры Республики Польша состоялся в Римско-католическом кафедральном соборе непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии 20 мая. Прозвучали "Старопольская музыка" и Третья "Симфония печальных песен" Генрика Миколая Гурецкого в исполнении Государственной Академической симфонической капеллы России. Дирижировал капеллой художественный руководитель Краковской филармонии и ее первый дирижер Томаш Бугай. Солировала Зофия Киянович (сопрано).
В первой части концерта звучала "Старопольская музыка" для струнных и духовых инструментов, сочинение 1969 года. В основе этого произведения лежит переработанный Гурецким средневековый органум "Benedictamus Domino" (1300 г.) - одно из самых ранних многоголосных песнопений, сохранившихся в Польше.
Структура Третьей "Симфонии печальных песен" (1976) включает три масштабных части. Первая часть – песня "Kaize Mi Sie Podziol Moj Sinocek Mily" - длившаяся целых 27 минут – по содержанию являет собой плач матери по сыну. Вся музыкальная ткань части выстроена на основе опольской мелодии XIX века, а текст относится ко времени Силезских восстаний 1919-1921 гг. Текстовым материалом второй части стало обращение девушки к своей матери и Матери божьей, выцарапанное на стене подвала "Палаце" в Закопане, где фашисты пытали узников. Для третьей песни Гурецкий выбрал строфу из "Светокшиского плача" (вторая половина XV века), в котором Пресвятая Дева обращается к своему сыну на кресте. Эта часть симфонии представляет собой вариации на тему народных мелодий Опольского региона.
Источник:
|