ЭПОПЕЯ В КРОВАВЫХ ТОНАХ
Концертное исполнение трилогии «Орестея» Сергея Танеева состоялось в рамках Международного фестиваля «100 лет Большому залу Московской консерватории» 12 апреля. В премьере приняли участие Российский национальный оркестр, Государственный академический Московский камерный хор (художественный руководитель – Владимир Минин), Камерный хор Московского государственного института музыки им. А.Шнитке (художественный руководитель – Лев Канторович) и плеяда выдающихся певцов из Москвы и Санкт-Петербурга – Михаил Гужов (Агамемнон), Марианна Тарасова (Клитемнестра), Дмитрий Пьянов (Орест), Яна Иванилова (Электра), Александр Гергалов (Эгисп). Дирижировал Михаил Плетнев, чьи выдающиеся интерпретации малоизвестных сочинений русской классики (одна из последних – Вторая симфония Скрябина) всегда становятся яркими событиями концертных сезонов в столице. Не стал исключением и этот концерт.
«Орестея» — одно из самых серьезных и глубоких по мысли сочинений Танеева — не принадлежит к числу его популярных работ. Виною тому, вероятно, стала большая (свыше четырех часов) продолжительность оперы. Композитор обратился к одной из самых мрачных страниц древнегреческого эпоса, изложенной в трагедии Эсхила, - мифу об Агамемноне, возвратившемуся после победы над Троей и вероломно убитому своей супругой Клитемнестрой и ее любовником Эгиспом. Дети Агамемнона, Орест и Электра, решаются мстить за смерть отца, и Оресту приходится идти на тяжкий в этическом отношении шаг – убийство собственной матери. Идея возмездия и связанных с ним мрачных предчувствий и угрызений совести пронизывает трагедию Эсхила и получает весьма мрачное воплощение в музыке Танеева: в его опусе почти нет места свету, радости и умиротворению, мажорные краски торжествуют лишь в финале, когда Орест, освобожденный от скверны пролитой им крови, может вновь обрести покой в душе.
Михаил Плетнев представил несколько сокращенную версию трилогии, но и в купированном виде она звучала более трех часов. Тем не менее, ему удалось до конца держать внимание аудитории благодаря неослабевающей динамике действия, масштабным кульминациям и тонко продуманной концепции формы. Большая доля оваций публики принадлежит и певцам, продемонстрировавших превосходное владение сложным вокальным стилем Танеева: особо сильное впечатление произвели Марианна Тарасова, обладательница густого «бархатного» меццо-сопрано и Михаил Гужов, чей мощный бас оказался идеальным для драматической роли Агамемнона. Оркестр и сводный хор удачно дополнили общую картину – незаслуженно забытый шедевр благодаря мастерству музыкантов нашел дорогу к слушателям.
Источник:
|