ХРОНИКА ФЕСТИВАЛЯ В БЗК. КОНЦЕРТ 8 АПРЕЛЯ
Вечером 8 апреля на сцене Большого зала консерватории царил “Паганини альта”, первый альтист мира Юрий Башмет, представший перед рафинированной публикой в амплуа исполнителя и дирижера вместе с созданным им камерным оркестром “Солисты Москвы”.
Концерт открыл квартет «Serioso» Бетховена в переложении для струнного оркестра Малера. Проникновенные лирико-философские размышления медленных частей и бурные экспрессивные аллегро создали настроение напряженного ожидания. Затаив дыхание, публика внимала пронзительным звукам «Abii ne viderem» («Отвернувшийся, чтобы не видеть») Г.Канчели. «Мастера тишины» - так следовало бы назвать Юрия Башмета и его замечательный коллектив – возникающие словно из небытия музыкальные фразы, словно звенящие в тишине паузы, полные тоскливого одиночества щемящие звуки солирующего альта после агрессивных кластеров всего оркестра. Относящаяся к самым ранним произведениям А.Шенберга «Просветленная ночь» прочитана исполнителями в романтическом ключе. Переплетающиеся полифонические линии, роскошные необычные гармонии – «Солисты Москвы» стремились донести до слушателя каждый голос, передать как можно точнее замысел автора.
Завершением программы стали «Метаморфозы темы Баха» Романа Леденева, посвященные Юрию Башмету – тема и восемь вариаций на знаменитую си минорную арию из «Страстей по Матфею». Печальная бесконечная мелодия парила над залом на фоне мерной поступи остинантных басов, напоминающих о неизбежности конца, временности бытия. На этой прощальной ноте и закончился концерт, открывший перед слушателями мелолизвестные страницы камерной музыки современности.
Между тем, днем 8 апреля также звучал Бах в исполнении «короля инструментов» – органа. В концерте органной музыки памяти органиста и композитора, профессора Московской консерватории Александра Федоровича Гедике принимали участие студенты, аспиранты и выпускники кафедры органа и клавесина Московской государственной консерватории. Для участия в концерте были приглашены лауреат международных конкурсов, солистка Большого театра России Светлана Белоконь (меццо-сопрано), исполнившая арию из оратории И.С.Баха «Страсти по Иоанну» и «Ave Maria» Джулио Каччини, а также лауреаты международных конкурсов Светлана Митряйкина (флейта) и Леонид Гурьев (труба). Тембры трубы в «Музыке на воде» Г.Ф.Генделя и флейты в «Фантазии на темы из оперы Ж.Бизе «Кармен» Франсуа Борна превосходно оттенили экспрессивное звучание органа. Эпоха романтизма была представлена композициями С.Франка и Ф.Мендельсона. Особенности органной музыки первой половины ХХ века продемонстрировали студентки Татьяна Щерба и Юлия Пирожихина, исполнив Симфонию № 5 Шарля-Мари Видора.
Музыка – вечное искусство, неподвластное безжалостному ходу времени. Это и продемонстрировали сегодняшние концерты, на которых в исполнении замечательных артистов звучали страницы партитур, написанных в разные столетия композиторами разных школ и национальностей.
Источник:
|