РСП обещает честно распределить сотни миллионов долларов
Пресс-конференция, посвященная актуальным вопросам деятельности Российского союза правообладателей (РСП) прошла 10 ноября в пресс-центре ИТАР-ТАСС. В пресс-конференци приняли участие народная артистка РСФСР Ирина Мирошниченко, член Совета РСП, актер, режиссер и сценарист Федор Бондарчук, член Совета РСП, генеральный директор студии «ТриТэ» Леонид Верещагин, Генеральный директор Российского авторского общества Сергей Федотов, заместитель министра культуры РФ Екатерина Чуковская, генеральный директор Российского союза правообладателей (РСП) Андрей Кричевский и заместитель директора службы общественных связей ИТАР-ТАСС Олег Островидов, выступавший в качеcтве модератора. Открыла пресс-конференцию Екатерина Чуковская, рассказавшая о сложных взаимоотношениях технологических инноваций и законодательства, проявив глубокую осведомленность в вопросах эволюции копирования музыкальной, видеопродукции и цифровых данных. Как сообщила г-жа Чуковская, сбор вознаграждения за воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях был предусмотрен законом в России ещё в 1993 году, но по целому ряду причин реализации этой нормы добиться не удалось. Теперь механизм заработал, и для российского права это стало большим прорывом, который должен обеспечить более высокий уровень защиты прав авторов, исполнителей и производителей фонограмм. Со сбором указанных сумм ситуация достаточно понятна, но куда более сложный вопрос - справедливое распределение собранного вознаграждения, и здесь ещё многое предстоит сделать. Работа РСП будет способствовать не только поддержке отечественных авторов, исполнителей, правообладателей, но и гармонизации отношений с подобными структурами за рубежом.
Сергей Федотов был предельно краток. Отметив, что РАО является одним из соучредителей РСП и объединяет более 25 000 авторов, которые с нетерпением ждали введения этой нормы в жизнь, он подчеркнул, что РСП придется идти непроторенным путем, поскольку ничего подобного в нашей истории еще не было. Государственная аккредитация РСП и начало работы этого общества приближает нас к цивилизованным нормам охраны права, давно внедренным в развитых странах, что важно помимо прочего и для вступления России в ВТО.
Леонид Верещагин уверил собравшихся в том, что кинематографисты планируют внимательно следить за работой РСП, добиваться ясной и прозрачной схемы распределения собранных средств. Формула распределения должна учитывать массу факторов: телевизионные ротации, продажи DVD, рейтинги проката и пр., должна быть ясной и прозрачной.
Федор Бондарчук, как настоящий художник, несколькими фразами обрисовал апокалиптическую картину состоянии современной отечественной киноиндустрии, отметив, что его фильм «Обитаемый остров», за первый день появления в интернете, был пиратским образом скачан один миллион раз, а в некоторых кинотеатрах объем «серых билетов» на эту картину доходил до 45%.
Андрей Кричевский – генеральный директор РСП, который судя по теме пресс-конференции, должен был бы нести основную нагрузку по выступлениям, ограничился лишь краткой информацией об исследованиях потребления контента гражданами разных стран. На вопрос корреспондента агентства InterMedia: «Почему за столом президиума нет ни одного представителя музыкальной индустрии, и каковы будут суммы выплат за самые топовые треки и альбомы?» был получен вполне ожидаемый ответ насчет того, что ведущие российские артисты поголовно задействованы на Дне милиции, звукозаписывающие компании также являются соучредителями РСП, а для расчета сумм выплат, необходимо создать сложную рейтинговую схему, которая будет учитывать данные из различных независимых источников, включая рейтинги информационных агентств.