Появившаяся в декабре прошлого года новость о том, что уникальная группа Dead Can Dance воссоединится ради весеннего турне по Европе, моментально стала сенсацией.
А когда латвийские поклонники узнали о концерте Dead Can Dance, который состоится в Риге 1 апреля на сцене Национальной оперы, они не могли поверить своим ушам и переспрашивали друг друга: неужели приезжает настоящая Лиза Джеррард, неужели Брендан Перри? Да, все будет по-настоящему.
Снова вместе
Ажиотаж вокруг выступлений Dead Can Dance понятен: их последнее турне прошло в 1996 году, а в 1998-м группа объявила о своем распаде. В 2005 году Лиза Джеррард и Брендан Перри снова вместе: первый концерт в Европе они отыграли 10 марта в Дублине, а завершатся гастроли 7 апреля в Лондоне. Из всей Восточной Европы музыканты выбрали только три города — Варшаву, Ригу и Петербург. Осенью Dead Can Dance выступят в Северной Америке. Собирается ли группа выпускать новый альбом, пока не сообщается. Но доподлинно известно, что на их нынешних шоу примерно полчаса уделено исполнению новых пьес.
В Старом Свете будет задокументировано и выпущено на компакт-дисках 13 концертов ансамбля из 17. Шоу в Берлине, Варшаве, Риге и Питере, к сожалению, не записываются. Но у всех почитателей Dead Can Dance есть возможность заказать "живые альбомы" с других выступлений в Интернете на официальном сайте группы (www.deadcandance.com). Стоят они недорого: 25 евро за состоящий из двух дисков альбом плюс 5 евро за доставку. Это настоящий раритет: тираж альбома с каждого шоу — всего 500 экземпляров. Все пластинки номерные и сопровождены высокохудожественным оформлением.
Загадки мертвецов
Dead Can Dance — один из самых загадочных коллективов в современной музыке. Их стилю трудно подобрать однозначное определение. Что это — этнический фьюжн, ambient pop или worldbeat? Артисты создали неповторимый саунд между роком и авангардом. Нечто похожее делали или по-прежнему делают Deep Forest, Enigma, Cocteau Twins, Кейт Буш, Питер Гэбриел, Ник Кейв, Тори Амос и Шинейд О'Коннор. Симфонический размах, шаманские мотивы, музыка эпохи Возрождения и Средневековья, композиции, похожие, и на православные песнопения и на буддистские мантры, — Dead Can Dance прикасались ко всему, к самым разным жанрам и периодам.
Лиза Джеррард и Брендан Перри, австралийцы с англо-ирландскими корнями, познакомились в Мельбурне в 1980 году, в момент расцвета панка. Лиза росла в мультикультурном районе Мельбурна, где бок о бок жили и работали греки, итальянцы, турки, ирландцы и арабы. Это сильно повлияло на ее музыкальную карьеру. Брендан увлекался роком в духе The New York Dolls. Оба мечтали вырваться в Лондон, где, как им казалось, их творчество встретят с большим пониманием. И зарабатывали на поездку мытьем тарелок в ливанском ресторане.
И грянут литавры
В 1982 году пара наконец добралась до Лондона, но город обманул их ожидания: самореализоваться в Великобритании оказалось еще сложнее, чем в Австралии. Первые четыре года они жили на пособие по безработице и мыкались в поисках контракта со звукозаписывающей компанией. Их признал руководитель небольшой музыкальной фирмы 4AD Иво Уоттс-Расселл. Дебютный альбом, который так и назывался Dead Can Dance, вышел в марте 1984-го. Через год появился второй диск — уже более экспериментальный Spleen And Ideal, в нем группа отказалась от гитар в пользу виолончели, тромбона и литавр.
Материал их следующего альбома — Within The Realm Of A Dying Sun (1986 г.) — был навеян Ближним Востоком. Диск The Serpent's Egg (1988 г.) — путешествие в старинную европейскую музыку. Aion (1990 г.) демонстрирует интерес Лизы и Брендана к музыке раннего Возрождения, григорианским хоралам и барочным элементам; в записи использовались аутентичные инструменты — волынки и колесные лиры. На диске Into The Labyrinth (1993 г.) встречаются электроника, новые технологии и гэльская фолк-музыка. Последний совместный альбом Dead Can Dance — Spiritchaser (1996 г.) — исследует африканские и южно-американские стили. В этом проекте музыканты поставили своей целью ограничить спектр используемых инструментов и особое внимание уделили ритму.
Разбежавшись в разные стороны, Лиза Джеррард и Брендан Перри углубились в сольное творчество. Лиза занялась сочинением музыки к кино, она написала звуковые дорожки к фильмам "13-й воин", "Али" и "Свой человек", а за саундтрек к "Гладиатору", созданный в тандеме с Хансом Циммером, удостоилась награды "Золотой глобус" и номинировалась на "Оскара". Брендан тоже писал музыку для кино, театральных постановок и различных фестивалей, обзавелся своей студией и школой перкуссии в Ирландии.
Не исключено, что после нынешнего турне они снова разойдутся. Так что всем, желающим увидеть шоу Dead Can Dance, можно посоветовать 1 апреля прийти к Опере и попытаться найти лишний билетик, если вы не позаботились о нем заранее. Все билеты на "мертвецов" давно проданы.