4 апреля 2004 г. в 18.00 в Концертном зале у Финляндского вокзала состоится концерт грузинской певицы Мананы Менабде (Тбилиси – Берлин). В программе грузинские народные песни, авторские песни М. Менабде на стихи Н. Бараташвили, Ал. Чавчавадзе, Гр. Орбелиани, Г. Табидзе и др. поэтов, песни Булата Окуджавы, а также программа «Пикколо Бамбино» по песням Александра Вертинского. Манана Менабде - певица, поэт, композитор, режиссёр, актриса, художник. Родилась она в артистической семье сестёр Ишхнели, известных исполнительниц, основательниц жанра квартетного пения грузинского городского романса (песню «Сулико» Советский Союз узнал именно из их выступлений).
Петь Манана начала с детства („Четырехлетняя внучка знаменитой певицы Тамары Александровны Ишхнели уже поет весь репертуар своих бабушек..." писал журнал «Огонёк» в 1952 году). В юные годы выступала и гастролировала с оркестром «РЭРО».
Затем переехала в Москву – училась в ГИТИСе. В творческом плане жизнь в Москве была не менее значимой, чем в Грузии. Молодая певица, выпускница ГИТИСа отважилась сольно концертировать на столичной сцене (она по-своему интерпретировала грузинские, русские, зарубежные песни, романсы, произведения Александра Вертинского и Булата Окуджавы). Но путь в большую музыку оказался сложным: в официальную советскую эстраду Манана явно не вписывалась … Первые ее серьёзные произведения прозвучали в фильме известного грузинского кинорежиссера Л. Гогоберидзе "День длиннее ночи" (приз зрителей в Каннах 1982 г.), где Манана сама исполняла свои песни и играла одну из главных ролей. Это были величественные, эпические баллады народного склада. Именно тогда наметилась основная концепция ее творчества - обобщение грузинского народного песенного начала посредством! современного музыкального языка. В 1981 году происходит первое знакомство Мананы Менабде с Булатом Окуджавой. На юбилейном вечере Тамары Александровны Ишхнели, бабушки Мананы, заслуженной певицы Грузинской ССР, куда Булат Шалвович был приглашён в качестве гостя, как большой поклонник творчества сестёр Ишхнели, он впервые услышал свои песни в исполнении Мананы. (Песни Булата Окуджавы сопровождали Манану всю жизнь. В 1996 г, уже в Германии, состоялась встреча поэта с певицей и разговор о том, что Манана мечтает записать диск с песнями Окуджавы.
С 1991 года Манана Менабде живёт в Берлине. Она живёт не между культур, она живёт обеими культурами, не теряя южную лёгкость, гордость, жизнерадостность, меланхоличный юмор Грузии. «Больше десяти лет мне понадобилось, чтобы сделать себе в Берлине имя – рассказывает Манана - "И это совсем недавно я попала в эту «эмигрантскую струю». А начала я с улицы. Да и как иначе? Кто меня там знал? Никто. Выступала в кабаках, в клубах, где угодно, а теперь – на большой сцене, пусть и не слишком часто…»
Испробовав себя в разных творческих ипостасях, занимаясь рисованием и изготовлением керамики, Манана Менабде не оставляла вокала, пробовала себя в разных музыкальных жанрах, пытаясь объединить творческие индивидуальности, разрозненные меж Грузией и Германией. Так, из грузинских музыкантов ею была сформирована группа фольклорного джаза “Шин”. Музыканты тесно связаны с грузинской традицией, одновременно выходя за ее рамки и придавая музыке своеобразный собственный оттенок. Они движутся между различными музыкальными направлениями, пр4a0окладывают самостоятельный путь в европейской музыке, обогащая ее грузинским музыкальным колоритом и виртуозностью. Если «Манана и Шин» – это фольклорный джаз, то с Н. Мачаидзе и Г. Дзодзуашвили была записана программа песен М. Менабде «SAMI» в современных аранжировках в стиле трип-хоп.
Фено! мен Мананы Менабде фокусирует в себе как традицию и вокальную школу, так и современный музыкальный язык: Манана возрождает сегодня былую традицию, насыщает ее новым звучанием.