'ВОЗВРАЩЕНЦЫ' ОТКРЫЛИ ФЕСТИВАЛЬ ТРАГИЧЕСКИМИ ОДАМИ И ТЮРЕМНЫМИ ДЕКЛАМАЦИЯМИ
Пресс-конференция, посвященная VII фестивалю камерной музыки 'Возвращение', прошла в Рахманиновском зале консерватории 6 января. В ней приняли участие организаторы и руководители фестиваля Роман Минц и Дмитрий Булгаков. Они напомнили собравшимся, что замысел фестиваля родился, когда бывшие выпускники Гнесинки, продолжившие обучение за границей, стали приезжать домой на Рождество и не только проводить время в беседах, но и музицировать. Со временем 'Возвращение' стало многозначным названием, как пояснил Роман Минц. Для них - россиян, большую часть времени проводящие за рубежом, - это возвращение домой. Для постоянных участников музыкального форума - возвращение на фестиваль. 'Вообще это слово открыто для трактовок', - сказали оба руководителя. В этом году 'возвращенцы' расширили сферу деятельности, устроив в Московском международном Доме музыки абонементный цикл 'Возвращение. Портреты', но центральным событием их музыкантской жизни все равно остается фестиваль в Рахманиновском зале. Выходить из камерного зала на большую площадку организаторы не собираются: 'Мы ценим интимность обстановки, поэтому останемся здесь', - сказал Дмитрий Булгаков. Как всегда, фестиваль включает четыре концерта, каждый из которых выстроен как эксклюзивная тематическая программа. Замыкает концертный марафон неизменный 'Концерт по заявкам', в котором исполнители играют то, что сами пожелают.
Вслед за пресс-конференцией состоялся первый концерт фестиваля под названием 'Musica Politica'. В нем звучали произведения, возникшие как реакции композиторов не те или иные исторические и политические события. Это 'Три мадагаскарские песни' Мориса Равеля, в которых идет речь о французских завоеваниях Африки; фортепианная соната Леоша Яначека, написанная потрясенным композитором после трагической развязки студенческой демонстрации 1905 года в Брно; скрипичная соната Франсиса Пуленка памяти казненного испанского поэта Габриэля Гарсиа Лорки; соната для гобоя и фортепиано Павла Хааса, погибшего в газовой камере лагеря смерти Ауцвиц в 1944 году; 'Погребальное шествие' Ференца Листа, посвященного жертвам венгерской революции 1849 года; вокальное сочинение 'Дети' Бенджамина Бриттена, посвященного памяти всех детей, пострадавших во времена Первой мировой войны. Завершила вечер российская премьера непривычного для академического зала минималистского сочинения американца Фредерика Ржевского, друга и последователя Джона Кейджа, - 'Coming Together' для чтеца и ансамбля. В качестве чтеца выступил дебютант фестиваля Михаил Найман, который на фоне бесконечно повторяющегося басового паттерна, заложенного в синтезатор, многократно, в определенной математической последовательности декламировал чрезвычайно оптимистический текст Сэма Мелвилла - узника американской тюрьмы Аттика.