Единственный концерт композитора Яна Тирсена состоялся во МХАТе им. Горького 25 ноября. Музыкант выступал в Москве после двухлетнего перерыва и вновь на академической сцене - первый концерт Тирсена проходил на сцене театра им. Моссовета.
То, что в Москве Тирсена любят и ждут, было очевидно, доказательство тому - аншлаг в зале (несмотря на недешевые билеты) и чрезвычайно теплый зрительский прием. Партер, как водится, занимали слушатели посолиднее, а также журналисты и большое количество иностранцев, большей частью французов. Кстати, в партере перед концертом разыгралась любопытная сцена: небольшая путаница с местами и билетами сопровождалась ласковой улыбкой француженки и бурным потоком негативных эмоций со стороны нашего соотечественника. Места повыше достались 'просто' любителям творчества Тирсена.
Музыкант вышел на сцену после часовой задержки, подошел к роялю, и начался буквально 'сеанс релаксации' - многие зрители, удобно, развалившись в креслах, закрывали глаза и расслабленно улыбались, четко отвлекаясь на аплодисменты в коротких паузах. 'Кристиан, Марк', - представил Тирсен залу своих коллег. Кристиан Куэрмале и Марк Сэн - музыканты, давно работающие с Тирсеном и, так же, как он, мультиинструменталисты. Три человека на сцене играли на рояле, аккордеоне, скрипках, электрогитарах, пионики, барабанах и любимых Тирсеном 'нетипичных' инструментах - металлофоне и детском игрушечном пианино с волшебным звуком, напоминающим колокольчик.
Выступление музыканта, как и было обещано, включало в себя звуковое сопровождение фильмов, принесших Тирсену мировую известность, - 'Амели' и 'Гудбай, Ленин' - а также из ранних 'некиношных' композиций. Растрепанный, одетый в мятые джинсы, ссутулившийся над роялем Тирсен, выдавал порхающими по клавишам пальцами невероятные сочетания звуков. Рояль и аккордеон - два инструмента, на которых Тирсен исполняет свои 'классические' мелодии. При этом концерт открылся композицией, сыгранной Тирсеном на рояле с аккомпанементом двух электрогитар - лиричная линия клавиш прерывалась отрывистыми резкими звуками, сильно напоминающими скрежет железа по стеклу. Для тех, кто знаком с творчеством композитора только по вышеназванным фильмам, концерт вообще мог стать большим откровением - настолько многогранны и непохожи одна на другую были представленные композиции. От лиричных вальсовых кинотем, столь прочно засевших в мозгу, Тирсен мгновенно переходил к резким, отрывистым мелодиям - очень сложным гармонически. От сладкого скрипичного ретро, вызывающего в памяти старое французское кино - стильное и терпкое - он вдруг выдавал длинное скрипичное же произведение, тяжелое, нервное, с рваным ритмом. В основном, конечно, концерт состоял из инструментальных композиций, но было и несколько песен - с хрипловатым, 'домашним' вокалом Тирсена. 'Треки', с одной стороны, плавно перетекали один в другой, а с другой - были сделаны в совершенно разных стилях, очень органично сочетающихся.
Единственное, что подверглось критике со стороны публики - это хронометраж концерта. Отыграв неполные полтора часа, после небольшого 'биса' музыканты поблагодарили собравшихся и удалились. Поэтому грустное 'Эх, отдайте наши деньги:' в гардеробе звучало. Но редко.