Концерт группы 'Аквариум', предваряющий пятидесятилетие ее лидера Бориса Гребенщикова, состоялся в Государственном Кремлевском дворце 31 октября. Гребенщиков, еще год назад торжественно обещавший, что если и выступать в Кремле, то только с матерными песнями, свое решение все-таки отметить юбилей, во-первых, заранее, а во-вторых, в главном официальном зале страны, мотивировал тем, что в Москве есть очень много людей, маленькие клубы не посещающие, а вот большой зал - с удовольствием. И, как выяснилось, не ошибся: кремлевский партер оккупировала солидная публика, зачастую с детьми, а более демократичные места на галерке достались студентам и сочувствующим. Перед сценой же выстроили мини-VIP-партер, где сидели приглашенные друзья и коллеги Бориса Борисовича - Андрей Макаревич, Андрей Вознесенский, Артемий Троицкий, Сергей Соловьев, Дмитрий Дибров, Татьяна Друбич и др.
В результате, несмотря на выбранную площадку и связанные с ней неизбежные опасения, празднование юбилея БГ не носило хоть сколько-нибудь официозного характера. Гребенщикову и Ко с лихвой хватило вкуса уйти от пафоса к иронии - перед концертом звучали монотонные кришнаитские песнопения, во время него была лишь музыка и никаких официальных поздравлений от близлежащих организаций, а сцену оформляли искусственные елочки и множество статуй, парочка из которых где-то на седьмой песне взяла да и убежала за кулисы.
Трехчасовое выступление состояло из 'просто концерта', по выражению Гребенщикова, 'сюрпризов', и исполнения живой классики. К непосредственному составу 'Аквариума' добавились духовая секция, струнный квартет, частью которого был штатный скрипач 'Аквариума' Андрей Суротдинов, а также баян и исполнители, играющие на рюмках и стеклянных колбах. Начав с 'Сидя на красивом холме', группа примерно час играла песни с последних двух альбомов 'Сестра хаос' и 'Песни рыбака', изредка перемежая их со старыми и любимыми хитами. Выглядело это так: 'Брод', 'Брат Никотин', 'Я змея', 'Северный цвет', 'Феечка', 'Человек из Кемерова', 'Послезавтра', 'Туман над Янцзы', 'Краковяк'. После нежной виртуальной песни про любовь к USB начались обещанные сюрпризы. Под аккомпанемент то баяна и дудочки Олега Сакмарова, то скрипки Суротдинова Гребенщиков исполнил 'Последний поворот', 'Голубой огонек', 'Кони беспредела', 'Дубровского' и 'Не пей вина, Гертруда'. Зрители, тихо мечтавшие услышать такую подборку, да еще подряд, лишь восторженно вздыхали. Засим довольный юбиляр уступил сцену и гитару друзьям: Андрей Макаревич (разумеется, под крики 'Поворот!' из зала) посвятил Гребенщикову романс, Александр Васильев и Яник Николенко представили свою версию 'Звезды Аделаиды', а Максим Леонидов спел 'Самый быстрый самолет'. Однако самым неожиданным было поздравление Вячеслава Бутусова и Олега Сакмарова: под экстатический рев публики они на мотив 'Старика Козлодоева' исполнили 'Прогулки по воде', причем соло флейты переходило из 'Козлодоева' в классические 'Прогулки' и обратно. Зал рыдал.
Не обошлось и без хулиганств самого Гребенщикова. Воспользовавшись заминкой с бас-гитарой и серьезно извинившись ('Видит Бог, я не хотел'), он под гитарку выдал песенку, которая 'пришла к нам прямиком из больницы Кащенко и создана для того, чтобы быть спетой в Кремле'. Композиция с текстом 'Коммунисты поймали мальчишку/Потащили его в КГБ/Ты откройся, кто дал тебе книжку/Руководство к подпольной борьбе?' в Кремле произвела впечатление, сравнимое с легендарной 'Подмогой'.
Большой заключительный сет состоял из проверенных временем классических хитов вроде 'Русской нирваны', 'Рыбы в океане' или 'Навигатора', относительно новых песен ('Растаманы из глубинки' с инструментальным 'кельтским' соло) и того легендарного, что на мероприятиях такого масштаба быть должно, но до последней секунды страшно поверить, что оно звучит: 'Гарсон ?2', 'Десять стрел', 'Ты дерево', 'Моей звезде не суждено', 'Город золотой'. После такого набора было не совсем понятно, что же пойдет на финал, но и тут Гребенщиков доказал, что умеет праздновать в Кремле - концерт завершился ни больше, ни меньше 'Мамой-анархией'.