ФРАНЦУЗСКИЙ ХОРЕОГРАФ ПРИЕХАЛ В РОССИЮ ЗА ДВАДЦАТИЛЕТНЕЙ МЕЧТОЙ
Пресс-конференция, посвященная предстоящей премьере балета «Весна священная» в хореографии французского балетмейстера Режиса Обадиа в Москве, прошла в посольстве Республики Франция 13 февраля. В ней приняли участие г-н Обадиа, его супруга Елизавета Вергасова, атташе по культуре посольства Франции в России Анн Дюруфле и руководитель Русского камерного балета «Москва» Николай Басин.
Как выяснилось, для г-на Обадиа, художественного руководителя Национального центра современной хореографии в Анже (Франция), работа с группой современного танца Русского камерного балета «Москва» станет вторым профессиональным знакомством с Россией. В 1994 году он показал на сцене театра им. Моссовета спектакль «Welcome to Paradise», в котором танцевал он сам и его партнерша по руководству хореографическим центром в Анже Жоэль Бувье. В то же время Режис познакомился в Москве со многими российскими танцовщиками, которые впоследствии приезжали во Францию, чтобы принять участие в его новых постановках. Многие из них так и остались работать во Франции. Хореограф признался, что русское искусство волнует его гораздо более, нежели какое-либо другое. Он знает и высоко ценит творчество Эйзенштейна, Тарковского, Стравинского, Достоевского. В 1997 году он познакомился с русской женщиной, Елизаветой Вергасовой, которая впоследствии стала его женой и помощницей в делах Центра современной хореографии. В конце 90-х годов Обадиа любил приезжать в Москву отдыхать, и недавно в ЦДРИ и Голубой гостиной ВТО состоялись его творческие вечера, на последнем из которых он и познакомился с руководителем балета «Москва» Николаем Басиным. По приглашению последнего посетив студию балета «Москва» и посмотрев, как работают артисты, Обадиа выразил желание сделать спектакль с ними и воплотить свою «двадцатилетнюю мечту» - поставить балет Стравинского «Весна священная». Работу над спектаклем, репетиции которого начались 10 февраля, хореограф называет «приключением, авантюрой», а нынешнюю творческую жизнь - «концентрированным временем». Примечательно, что этот балет г-н Обадиа раньше не ставил ни в одной из антреприз, в которых работал, т.е. будет создавать «свою мечту» на родине автора музыки.
Как и прежние спектакли Русского камерного балета «Москва», осуществленные с иностранными хореографами (первым был китаец Вань Су, вторым - голландец Пол Селвин Нортон, создавший спектакль «Взлом», получивший «Золотую маску» в номинации «лучший артист балета»), «Весна священная» Обадиа станет постоянным в репертуаре труппы.
Сюжет балета будет переосмыслен хореографом в современном ключе - вместо картин языческой Руси пред глазами зрителя предстанет «постурбанистическое обнаженное пространство» с соответствующими декорациями - черный песок, металлическая изогнутая стена и т.д. «Это то, что осталось от цивилизации, эстетика как бы после «Сталкера» Тарковского», - пояснил хореограф. «Я всю жизнь работал с телом, с энергией, страстью, неистовством, и всегда в моих работах присутствовала какая-то сцена, которая могла бы быть названа жертвоприношением (первоначально балет «Весна священная» назывался «Великая жертва». - Прим. ред.). Так что можно сказать, что я работал над этим балетом в течение всей жизни», - добавил он.
В качестве музыкальной основы спектакля Режис выбрал исполнение Симфонического оркестра Кливленда под управлением Пьера Булеза, записанное в 1947 году. «Эта версия более жесткая и точная, в ней - огромная сила. И я считаю ее одной из лучших», - сказал Обадиа.
Премьера балета «Весна священная» состоится на сцене Российского академического Молодежного театра 17 марта.