ПИРАТЫ В РОССИИ ДЕЛАЮТ СТАВКИ НА МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЕПЕРТУАР
Международная федерация производителей фонограмм (IFPI) подвела первые итоги состояния музыкальной индустрии в 2002 году. Наиболее значимым и важным параметром, характеризующим состояние отрасли, является уровень пиратства. Согласно расчетам, проведенным московским офисом регионального представительства этой организации, уровень музыкального пиратства в России составил 66%, что на 2 процента больше, чем это было в 2001 году. Из 219.700 миллионов контрафактных копий, реализованных на рынке, около 70% процентов (152 миллиона) приходится на долю компакт-кассет. Соответственно компакт-диски составляют 30%, что соответствует 67,7 миллионам копий. Пиратская репертуарная политика в 2002 году выглядела следующим образом. Записи международного репертуара составили 65%, российского, соответственно, 35%.
По мнению экспертов агентства InterMedia, рост уровня пиратства объясняется целым рядом причин, среди которых политические, экономические и организационные. В 2002 году о проблеме пиратства впервые серьезно заговорили на президентском и правительственном уровнях. Однако все инициативы пришлись на конец года, имели подготовительный характер и не оказали практического воздействия на рыночную ситуацию. Вступивший в силу Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» при его воплощении в жизнь столкнулся с организационными трудностями. МПТР задержало выдачу лицензий заводам оптических дисков и, соответственно, не успело организовать до конца года контроль за их деятельностью. В 2002 году в России было смонтировано 10 новых заводов по производству оптических носителей. Производственные мощности этих предприятий, общее число которых составило 25, возросли на 117 млн. дисков (со 183 млн. в 2001 году до 300 млн. в 2002 году). Далеко не все из них выпускали только легальную продукцию. Существенно расширилась география расположения производств. В качестве примера можно привести новые линии, запущенные в Зеленограде, Королеве, Подольске, Владивостоке и др. В связи с этим возросла сложность осуществления контроля за их деятельностью. В кассетном формате произошли перемены в области репертуара. Расширение предложения мейджорами и независимыми компаниями записей международного каталога привело к сокращению в этом сегменте числа контрафактных кассет и росту его в местном репертуаре. (На 5,6 млн. копий выросло число контрафактных кассет местного репертуара. Примерно на 8 млн. сократилось число МС зарубежного репертуара.) Сложности в борьбе с пиратством добавили различные идентификационные марки и знаки. Так, под различными региональными марками отмечались факты реализации контрафактной продукции. И еще одна особенность пиратского сегмента рынка. При росте пиратства на 2 процента потери от пиратства в России вырастут, как минимум, на 20%. Объясняется это ростом потребления дисков с музыкальными MP3-файлами. Если один пиратский CD аудио «выдавливает» с рынка одни легальный носитель, то MP3 буквально «вырубают» как минимум 10 дисков. При цене 70-80 рублей такие музыкальные архивы активно приобретаются владельцами компьютеров, число которых растет быстрее, чем число CD-проигрывателей.