Пресс-показ комической оперы «Петр великий» Андре Гретри состоялся в театре «Геликон-опера» 27 января. Постановку осуществил художественный руководитель «Геликона», режиссер Дмитрий Бертман, музыкальную часть выполнил режиссер-постановщик Сергей Стадлер. Спектакль приурочен к 300-летию Санкт-Петербурга.
Идею поставить оперу французского композитора о русском императоре предложил посол Франции в России, господин Бланшмезон, давний друг и поклонник театра. Дмитрий Бертман идею одобрил, хотя и не предполагал, что ее воплощение будет связано с определенными трудностями. Так, партитура, изысканная в архивах Публичной библиотеки Санкт-Петербурга, содержала музыку, записанную в старинных ключах. И только стараниями молодой исследовательницы-музыковеда Анны Булычевой опера была переведена на современный нотный язык. Вторая трудность заключалась собственно в постановочном действии. «Если заметили, то текста в опере немного, - рассказал Дмитрий Бертман на последовавшей после спектакля пресс-конференции. - Одна фраза «Как я рад, как я счастлив» распевается в течение 15 минут. И что с этим на сцене делать?». Помогли авторские юмористические ремарки, сохранившиеся в партитуре и которые Дмитрий Бертман внес в спектакль. В музыкальном отношении опера также была не самой простой. «Гретри - имя для нас известное лишь по песенке Графини из «Пиковой дамы», - поделился дирижер-постановщик Сергей Стадлер. - А ведь он один из создателей французской национальной оперы. Музыка эта для нас непривычна, ее не сыграешь без длительной подготовки, поэтому с оркестром мы работали очень много».
В центре сюжета - «лавстори» молодого Петра (в начале действия он появляется в образе трудолюбивого плотника, в конце предстает великим монархом) и Екатерины. Итог - прославление монархии как высшей добродетели (опера была написана Гретри в угоду монархическому режиму в 1790 году). Юбилейный повод заставил создателей спектакля сместить акценты. Декорации представляют собой остов корабля с голубыми парусами, на которых нарисованы парусники, плывущие по волнам. Все костюмы - помпезные и по-версальски блистательные - выполнены в сине-серебристо-голубоватых цветах Балтийского моря. Таким образом, центральным персонажем оперы был выведен Петр как основатель морской столицы России - Санкт-Петербурга. Дмитрий Бертман остался верен себе и приготовил эпатирующий, явно рассчитанный на юбилейные торжества, сюрприз: в финале оперы на сцену была вывезена копия знаменитой скульптуры Фальконе «Медный всадник». На металлическом коне восседал, воздев руку, Максим Миронов - исполнитель партии Петра (по окончании спектакля певцы, выходя на поклон, фотографировались на фоне «памятника»).
Как и принято в комической опере, музыкальные номера в «Петре великом» чередуются с разговорными диалогами. Бертман в целом сохранил язык оригинала, однако все персонажи разговаривают и на русском (иногда нарочито ломаном), давая советы оркестрантам и объясняя публике, где на сей раз происходит действие и т.д. Главные партии исполнили солисты «Геликона» Николай Галин (Лефорт), Елена Вознесенская (Екатерина), Дмитрий Овчинников (Жорж), Елена Гущина (Женевьева). Партию Петра спел 20-летний тенор Максим Миронов, студент Гнесинского училища, для которого эта роль стала удачным дебютом: несмотря на молодость, он сумел продемонстрировать лучшие возможности своего голоса и ничуть не уступил примам труппы. В лучшем свете показал себя и оркестр, возглавляемый Сергеем Стадлером. Маэстро, немало потрудившийся над партитурой, не отказал себе в удовольствии выступить и в качестве солиста: завершая первое действие, знаменитый скрипач в качестве интермедии исполнил часть Концерта для скрипки и двух валторн Андре Гретри.