Михаил Шуфутинский, окончив музыкальное училище, где учился, между прочим, с Примадонной отечественной эстрады Аллой Пугачевой, отправился в возрасте 23-х лет в столицу Колымского края – Магадан.
В то время в Союз должен был приехать Ричард Никсон, президент США, а потому всех "несознательных элементов" старались выслать подальше от Москвы. Вот и Михаилу предложили люди из Управления внутренних дел отправиться поработать в Красноярском музыкальном театре помощником дирижера. Понял Шуфутинский, лучше от греха подальше уехать в Магадан, и уехал.
Однако, как и все люди, не понаслышке знающие, что такое Север, Шуфутинский не говорит о "магаданских ужасах".
"Не такие уж там жуткие холода. Конечно, зимой там покруче, чем в Москве, зато лето жаркое, - вспоминает Михаил Захарович в интервью "МК-воскресенье". - Все вполне переносимо, живут же там как-то люди. И вообще, была романтика, в этом возрасте все до одного места. Помню, встретил меня человек, повез в город. Смотрю: пустыня и пустыня кругом. Дальше - больше. С жилищем там просто беда: не то чтобы получить, снять квартиру было невозможно. Нас, пятерых музыкантов, поселили в одной комнатушке, вдвоем на одном диване спали".
Кстати, и свадьбу будущий исполнитель "русского шансона" сыграл именно на берегу Охотского моря. А познакомил его с будущей супругой друг. Тот тогда встречался с девушкой, у которой была подруга. В общем, встречу молодые люди назначили у метро "Кузьминки". Кино, вино… Но девушка по имени Рита, хотя свой телефон и не дала настойчивому ухажеру, но через несколько дней позвонила сама. Встречались они около года. А когда, поссорившись, Шуфутинский решил рвануть в Магадан, Рита пришла в аэропорт его проводить. А на Севере многие вещи приходится переосмысливать. Так что молодой гуляка очень быстро пришел к выводу, что нужно остепениться.
"Рита переехала ко мне. И что интересно, тайком, - рассказывает певец. - Родителям соврала, что едет в Дагомыс, в дом отдыха. Я снял квартиру за 60 рублей в месяц, что считалось весьма приличными деньгами. Стали жить вместе. Она мне готовила, ухаживала, ждала с работы, стала женой. Официально мы поженились 1 января 1972 года. Решили, что этот день - самый удачный для свадьбы".
Однако, нормальной семейной жизни не получилось – приходилось мотаться по стране, что с маленьким Дэвидом на руках было не так уж просто. Впрочем, в скором времени супруги пришли к решению вернуться в Москву. Там и младший Антон родился.
Слава Добрынин устроил Шуфутинского в ансамбль "Лейся, песня!", которая, по мнению Михаила Захаровича, по популярности не уступала нынешнему "Мумий Троллю".
В 1978 году Шуфутинский был приглашен в Сочи для участия в фестивале эстрадной песни. Однако, после первого тура, в котором группа выиграла, пришла д6bdепеша из Минкульта, мол, снять за нарушение гастрольного плана. Тогда за них вступился Иосиф Кобзон, пообещавший, что в таком случае он снимает с себя полномочия члена жюри. Зато по возвращении в Москву Шуфутинского и группу сняли на полгода с гастрольного графика. Это и подтолкнуло певца к решению уехать за кордон.
"Чтобы подать заявление, нужно было получить вызов от родственников из Израиля, которых у меня, конечно, не было. Знакомые присылали вызовы, но они до меня не доходили, оседали в КГБ. Но люди добрые меня научили. Я пришел на Главпочтамт, заказал телефонный разговор с другом в Израиле и открытым текстом заявил: "Ко мне не доходит вызов, сделай что-нибудь". На следующий день я получил сразу три вызова. Международные разговоры слушали же не только в КГБ...".
Шуфутинский мечтал об Америке. А вот супруга побаивалась переезда в Нью-Йорк, предлагала уехать туда, где "поспокойнее, в Австралию, например". И все же они выбрали Америку.
"Я приехал в страну, где мне впервые в жизни никто не указывал: что мне нужно говорить, как одеваться. Я поселился у знакомого и почти сразу получил работу. Предложили саккомпанировать певице Нине Бродской, проехаться по русско-еврейским центрам - 100 долларов за концерт. Конечно, я согласился. Мне предложили ра-бо-ту в А-ме-ри-ке!"
Там же Михаил впервые запел. Певец, которому Шуфутинский аккомпанировал, вдруг заболел. А зал полный, сорок человек! Пришлось петь. Исполнил все, что знал – про Магадан, про хулиганов…
В начале 90-х Шуфутинский приехал в Союз на гастроли. А потом решил вернуться окончательно. Хотя семья – супруга и старший сын Давид все еще живут в Штатах.