В клипе коллектива Иван Купала снималось племя племя масаев
Пресс-показ нового видеоклипа проекта "ИВАН КУПАЛА" состоялсянесколько дней назад в клубе "16 тонн". Монтаж клипа на песню"Ящер" режиссер Олег Степчено закончит в самое ближайшее время,а пока журналистам была предъявлена предварительная версия,впрочем, снискавшая дружные аплодисменты и повлекшая засобой массу вопросов. Ведь героями клипа стало настоящееафриканское племя масаев.В двух словах об этой работе не расскажешь... Читайтениже во всех подробностях!
КАК РУССКИЙ "ЯЩЕР" ДОПЛЫЛ ДО АФРИКИ
Да не введет вас в заблуждение клип "Ящер": "ИВАН КУПАЛА" вовсе не поменял свой концертный состав с россиянок нанегритянок. Просто новое видео "КУПАЛЫ" на песню, в которой про неженатого ящера, любителя орешков, поют русские ибелорусские бабушки, целиком отснято в Африке.Автор экзотического замысла Олег Степченко выдумал его фактически... от отчаяния: песня, выданная ему для сочинениясценария, очень режиссеру понравилась, но слова, при "чудесной" бабушкиной дикции, разобрать не удалось. Песня была загадкойи требовала столь же загадочного экранного воплощения...
"ИВАН КУПАЛА" и отечественные клипмейкеры исстари находятся в сложных отношениях. "Мы не хотим сниматься в своих клипах, -говорит Алексей Румянцев. - Фронтмена у нас нет. А для клипмейкера это проблема, потому что обычно показывается вокалист,который поет (это называется "трек"), а здесь надо каким-то образом оправдать пребывание в кадре трех непонятных мужиков...
Пользы съемки не прибавляют, зато отнимают много сил. Мы решили, что наше появление на экране будет происходить только в томслучае, когда это крайне необходимо". К слову, мировые "предтечи" "ИВАНА КУПАЛЫ", столпы популярно-этнического стиля - DEEPFOREST, ENIGMA etc. - в своих клипах тоже никогда не "светятся" - и, видимо, знают, что делают.Режиссер Степченко нарисовался на горизонте естественным образом. Накануне Олег снял клип "Охотники" для "СМЫСЛОВЫХГАЛЛЮЦИНАЦИЙ", с которыми "купалы" дружны. Румянцев случайно включил MTV, когда там шла передача про съемки этого клипа. Этобыло лучше любых рекомендаций: из всего, что делал и говорил в телевизоре Степченко, Румянцев сделал вывод, что это "нашчеловек".
Алексей Румянцев: "Есть сценаристы, которые сочиняют "в стол", а потом, по мере появления заказчиков, это выдают - не такважно, какая песня, главное реализовать идею. С Олегом вышло по-другому. Он послушал песню, ему понравилось. Прошла неделя,звоню Олегу: "Ты что-нибудь придумал?" – "Нет." Две недели. Три. Потом он сам позвонил мне. И когда рассказал свою идею, японял, что человек долго слушал песню."Идея звучала примерно так: плывет по морю большой чемодан, его вылавливает африканское племя, открывает, а там... русскиеплатки, лапти, свирели да балалайки. Фишка в том, что все по-настоящему: настоящий чемодан, настоящая Африка, настоящееплемя. И его правдивая реакция на русские "сувениры".Алексей Румянцев: "Олег настоял на том, что пусть на секунду, но в клипе мы появимся. На чемодане на обратной сторонекрышки наклеены наши фотографии. Я до сих пор не уверен, что это оправдано, но поскольку Олег - отечественный клипмейкер, онне может понять, как это так - артистов не будет видно!"Вы уже поняли, что самим "купалам" в Африку (а конкретно - в Кению) ехать было некогда и незачем: сниматься-то они несобирались. За всех отдувался Олег Степченко с1ab0о товарищи. И поверьте, это вовсе не было увеселительной прогулкой. Ихподстерегала масса опасностей.
В АФРИКЕ АКУЛЫ, В АФРИКЕ ГОРИЛЛЫ...
Опасность №1: болячкиВоду в Африке можно пить только из магазина. А есть - только в проверенном богатыми туристами заведении, и то без особойгарантии. Африканские комары - махонькие, бесшумные, как партизаны, все время кусаются и разносят с десяток известных наукезаболеваний – от малярии до эболы, плюс кучу неизвестных. Еще есть муха цеце, но о ней лучше вообще не думать, т.к. от нееспастись невозможно.
Опасность № 2: таблетки...и прививки от вышеперечисленных болячек. Олегу Степченко пришлось принять "на грудь" этого добра такое количество, чтодо сих пор от него "глючит", а по ночам снятся зомби. Он говорит, что хорошо бы Задорнову или Хазанову дать переченьпобочных эффектов от этих таблеток. В Африке было еще хуже – вплоть до выпадения памяти: Олег не мог понять, где находится изачем... Пытался работать.
Опасность № 3: дикие животныеДикие и наглые. Идешь вечером по дорожке – от автостоянки к кафе или по двору гостиницы, - надо громко топать ногами, чтобыраспугать змей. А обезьяны! Они приходят стадами в кафе, пристают ко всем и длинными грязными пальцами вылавливают фрукты измартини! У Степченко и его спутников они сперли фотоаппарат - и знали, между прочим, как его открыть... Животных там вообщемного. Подъезжаешь к ресторану – жирафы стоят, бибикаешь – разбегаются.
Опасность № 4: аборигеныМестные жители, как минимум, слегка диковаты. После 18.00 за территорию отеля выходить не рекомендуют: мол, гуляйте подвору, тут охранник сидит, а выйдете – ни за что не ручаемся... И непременно пристанет толпа попрошаек – именно такой видзаработка аборигены практикуют чаще всего. Но все-таки поездка себя оправдала! Подобный результат никоим образом не мог быть достигнут в наших широтах - пусть даже счернокожими гостями столицы, одолженными в Лумумбарии.
НАШИ В ГОРОДЕ
Степченко долго ломал голову, кто мог бы стать героями клипа. Марсиане отметались сразу... аборигены Австралии, папуасы изНовой Гвинеи? В конце концов, выбор пал на масаев. Кто в детстве приключенческие книжки читал, тот знает, что это такиерослые, не очень черные парни, весьма воинственные, но колоритные. Обитают они в Кении, занимаются скотоводством и пьюткровь с молоком.Лететь до Момбасы 20 часов с мимолетными пересадками - во Франкфурте и еще где-то. И, напоминаем, подо всеми принятымитаблетками... Приземлились, вспоминает Степченко, "измочаленные, как креветки". Кения оказалась страной непуганых жирафов,пасущихся вдоль дорог, и там же пасущихся непуганых местных жителей. Впечатление такое, что по-настоящему никто не работает
- сидят вдоль дорог, курят траву и смотрят на изредка проезжающие автомобили. В городе - разруха полная: горящие помойки,разбитые машины, оборванные плакаты с Бобом Марли и Че Геварой. Те же лица красуются на майках наиболее продвинутыхобитателей. Остальные носят национальные костюмы или что-то пестрое - чем ярче ткань, тем богаче ее обладатель!Большую часть страны занимает национальный заповедник. Полицию днем с огнем не сыщешь, а стоит она, дорожная, только навыезде из городов - проверяет, оплачен ли въезд в заповедник. Правил движения нет в помине, поэтому в Кении никто трезвым заруль не садится: ездить страшно! Но кенийцы не парятся - передвигаются пешком. Как-то Олег ехал на съемку и по дорогеобогнал женщину, идущую с тремя литрами воды: один на голове и два - в руках. Часов через шесть, возвращаясь, увидел ту жедаму, которая как ни в чем не бывало продолжала идти дальше...
Среди обилия черных людей начинаешь чувствовать себя негром: все оборачиваются, пальцем тыкают... Разумеется, выпрашиваютденьги. Самые "деловые" предлагают купить марихуаны, поохотиться на акул или крокодилов. Среди таких "бизнесменов", впрочем,укуренных в хлам, Олег нашел себе проводников в масайские селения.
МАСАИ
Первый день пропал: "проводники" завезли съемочную бригаду черт-те куда, только не к масаям. И оттуда тоже нельзя было уйтивот так сразу: это "неправильное" племя предупредили, что приедут такие-то и надо закатить "концерт" – с песнями иплясками... Еще полдня проездили без толку, а к вечеру, вернувшись в Момбасу, через какого-то случайного человека обнаружилинаконец масаев.Вот они, стоят, красавчики! Ряженые, пиво пьют (рядом - городской бар). Если у человека в роду есть масаи, он не можетходить в другой одежде, обязан пасти коров, умываться глиной и жить в глиняном шалаше... Встреченные полазали по городу исобрали еще человек тридцать - такой компанией отправились сниматься на футбольное поле. И снимали себе, пока не пришелвождь поглавнее того, с кем обсуждались финансовые условия, и не обломал всю "малину".На следующий день поехали снимать сафари со слонами-жирафами. И только на третий выбрались в настоящую масайскую деревню -за атмосферой и... девочками: среди момбасских масаев, отснятых на футбольном поле, не было ни одной барышни.
Все масайские девушки до замужества ходят лысые, а лицо красят красной глиной. Ради облысения даже делают эпиляцию головы.Носят красные или синие хитоны и безумной красоты бисерные воротники. У некоторых европейский тип лица, просто более темнаякожа. Да и не слишком-то она темная..."Из любви к искусству", надо заметить, актеры не работали. Вождю "на входе" - заплати, каждому отдельно за работу поисполнению национальных танцев – тоже, и обязательно всяких фенечек у них купи - а то "ай-яй-яй" сделают! И конфет купи -чтобы их же детям раздать. Дети облепляют со всех сторон, тянут руки, орут... Не дай бог одному что-то дашь, а другим – нет!Порвут тебя на сувениры.Зато пляшут они потрясающе. Деревенские масаи плясали для Степченко с компанией свой трансово-обрядовый танец. С первых жесекунд впадали в соответствующее состояние и двигались синхронно, держа ритм не хуже любого метронома. Так моглопродолжаться часами...
"Купалам", когда им Степченко показал отснятый материал, масайские девушки понравились. Но своих, с которыми "ИВАН КУПАЛА"на концертах выступает, они ни на каких других не променяют. Тем более - на диких… Алексей Румянцев: "Я думаю, мы с масаями работать не смогли бы - нас замочили бы в первый же день! У них свои устои ипонятия, о которых мы и представления не имеем. Олег рассказывал: снимают они, снимают (довольно долго), и вдруг масаев"переклинивает" - они начинают сверкать глазами, хвататься за копья. Никто не понимает, что случилось. Так что нам, впринципе, одного саундчека хватило бы. Сказали бы им что-нибудь на повышенных тонах... Стрелу отравленную между лопаток,думаю, моментально получили бы."