НОВЫЙ ЛЕЙБЛ "СНЕГИРЕЙ" "Ш2": АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ШАНСОН, СОВРЕМЕННОЕ КАБАРЕ, УЛИЧНАЯ МУЗЫКА
Нетрудно представить себе, какую музыку будет выпускать "Ш2" - второй по счету после "Легких" саб-лейбл, открытие
которого состоялось 18 сентября. Намного сложнее объяснить, что же это все-таки за музыка.
Говоря формально, "Ш2" собирается выпускать нечто под названием "альтернативный шансон". Но это "нечто"
альтернативно не популярному французскому песенному жанру, а скорее тому направлению, которое в последние годы
стали называть "русским шансоном". Только "русский шансон" по мнению экспертов вовсе не шансон. Просто выражение
"блатная песня" показалось людям слишком грубым, и ему надо было придумать замену. Более того, никаких
принципиальных противоречий между шансоном "настоящим" и шансоном "альтернативным" создатели нового лейбла выявить
не сумели. А на элементы "русского шансона" (как то: ненормативная лексика, лихая тематика и тому подобное)
никакого табу тоже не наложено. В общем, сплошная путаница и ничего не понятно.
По словам Олега Нестерова, на создание "Ш2" его вместе с партнерами подвигли два обстоятельства. Во-первых, в
офисе стали скапливаться записи, безусловно, интересные, но не подходящие ни для "Снегирей", ни для "Легких".
Записи эти хотелось слушать - не по работе, а для удовольствия. Но они не находили практического применения, что
безусловно было обидно. Во-вторых, примерно год назад все друзья-музыканты и друзья-журналисты стали признаваться
в любви к тому самому "русскому шансону" и проигрывающим его радиостанциям. Это наблюдение еще более насторожило и
в конце концов заставило придумать "Ш2".
В итоге легче говорить о том, что не будет выходить на "Ш2". Там не будет музыки "рок" в ее классическом
понимании. Как говорит Олег Нестеров, этот стиль вплотную приблизился к своему логическому концу и вот-вот займет
в музыкальном мире примерно то же место, что и классический джаз. Там не будет и стандартной поп-музыки. Песни в
подобном стиле, метко замечает Нестеров, все более напоминают рекламные музыкальные ролики к пластинкам, полностью
состоящим из точно таких же роликов. Электронной музыки не будет тоже. Ей, возможно, действительно принадлежит
будущее, но для формата "Ш2" она слишком сильно обезличена и слишком редко оснащена словами.
С учетом всей этой информации картина несколько проясняется. В самом деле, трудно сказать, в каком стиле работают
или работали Владимир Высоцкий, Том Вэйтс, Леонард Коэн, Серж Гинзбур, Адриано Челентано, Ману Чао или Гарик
Сукачев. У каждого по формальным признакам много какой музыки найдется. Но в каждом конкретном случае стиль этими
людьми выдерживается идеально и подлежит моментальному узнаванию. Такой же максимально пестрой картинки с
максимально цельным содержанием планирует добиться "Ш2". Требований, по сути, всего лишь два, и оба они не про
музыку. Песни должны отличаться ироническим, многоуровневым, если угодно, постмодернистским восприятием мира, а их
исполнители должны иметь, как бы банально это ни звучало, нечто под названием "харизма". По мнению создателей
лейбла "Ш2", в России такие люди есть. Причем прогнозы самые благоприятные. Как говорит Артемий Троицкий,
появление "Ш2" - часть глобального явления: "Слава богу, что это происходит в том числе и в нашей стране. Подобная
музыка, объединившись вместе, может стать очень серьезной альтернативой глобальной американизированной
поп-культуре, которая, по-моему, всех уже достала".