Шестое чувство или Если ты музыкант - изволь быть голодным
Что для вас музыка - хобби, профессия или что-то иное?
Леша: Я считаю, к музыке не применимо такое слово, как "хобби". Все люди, которые относятся к музыке, как к хобби, просто нюхают цветы в противогазе. К музыке нельзя относится, как к хобби, иначе ничего не получится искренне. Надо полностью отдаваться, не обязательно музыке - это может быть что угодно. Если ты посвящаешь себя какому-то делу, собираешься заниматься этим делом, то надо подходить к этому с полной отдачей. В других сферах жизни, возможно, фальшь пройдет. Здесь - никогда. Здесь на тебя всегда смотрит хотя бы сто глаз.
Настя: Фальшь пройдет в том случае, если люди хотят увидеть фальшь. Если им наплевать на то, что они слушают. А вообще музыка - это не работа, не хобби. Работа - это если человек работает в кабаке. А для большинства музыкантов, если они действительно к этому серьезно относятся, искренне - это одно из чувств. У нас есть глаза, рот, весь артикуляционный аппарат, руки, осязание, обоняние - вот музыка - это одно из таких неотъемлемых чувств. Если бы я оглохла, - я бы сошла с ума, покончила с собой. Музыка для меня - это то же самое, что слышать.
Возможно ли, что спустя несколько лет музыка все же превратится для вас из шестого чувства просто в профессию, способ заработать? Может ли музыка быть профессией в обычном понимании этого слова?
Аня: Лично мне кажется, что музыка…. Я имею в виду рок-музыку - если она становится профессией, то перестает быть музыкой, в моем понимании. Я имею в виду роко-попс. Когда музыка пишется не для того, чтобы что-то этим выразить, а для того, чтобы заработать на этом деньги.
Леша: Мне кажется, музыка - это непосредственно профессия; есть такая профессия - музыкант. Если занимаешься серьезно музыкой, - считай, это твоя профессия. У меня очень много друзей, которые занимаются только музыкой, больше ничем. Они могут из-за этого не покушать вовремя, ходят в рваной одежде, но они занимаются работой. У каждой работы есть свои издержки, у этой работы издержки - это деньги. Если ты музыкант - изволь быть голодным.
Расценивая музыку, как работу, важно ли в этом случае иметь профессиональное образование, чтобы ей заниматься? В частности для клубной команды?
Настя: Не обязательно. Многие клубные команды выезжают на эпатаже. Та же группа "Бабслей" - я не думаю, что у них консерватории закончены по тем инструментам, на которых они играют, но, тем не менее они так себя ведут (вели) на сцене и так себя преподносят, эпатируя публику, что они всем очень нравятся. И это именно клубная группа.
Леша: Если тебе не хватает каких-то знаний определенных, - сходи и получи их в музыкальной школе, училище, в библиотеке. А если ты способен делать что-то, что восхищает других, то зачем тебе какое-то образование? Самое главное для музыканта - это талант, чутье.
Настя: Многие музыканты, закончившие консерваторию, могут играть до дури технично, но у них нет чувства, они не могут самореализоваться через это, исключительно ноты и что-то заученное.
Эстонские шлюхи или Мое конг-фу лучше твоего конг-фу
За последний год группа "Баобабы" много достигла, афиши коллектива стали уже привычным зрелищем для Санкт-Петербурга, 2000вы стали открытием последнего фестиваля "Окна Открой". Можете ли вы для себя определить сейчас какие-то цели, свое будущее в шоу-бизнесе?
Настя: Я не хочу называть имен наших признанных звезд… Я, конечно, хочу массовости, хочу сыграть не в клубе, а, предположим, на стадионе, попробовать эти ощущения. Но мне очень не хочется сталкиваться с фишками шоу-бизнеса, меня воротит от них. Хочется чистоты и искренности подачи, а этого не может быть, мне кажется, если все заранее оговорено в бабках, каких-то условиях. Как будто я робот, которому надо смазать все детали - и только после этого он начнет что-то делать.
Леша: Наш шоу-бизнес очень отличен от европейской и американской модели. Там все делается по-другому, а у нас почему-то все делается через жопу, мы с обратной стороны подходим к этому. То есть здесь какие-то дельцы решили, что можно зарабатывать деньги и так, не только цветным металлом и нефтью, перегонкой автомобилей… и они, как дельцы, со специфическим подходом, подходят к этому вопросу. То есть они просто качают, качают эти ресурсы, как нефть, качают из музыкантов все. А потом выбрасывают как использованный материал. В Европе все равно делается упор на личность, - кто это делает и как он это делает. Как он пишет тексты, где он пишет тексты… Там стараются заинтересовать не только музыкальным материалом, но и другими сторонами человека. Когда ты слушаешь какого-то европейского исполнителя, - ты не думаешь, сколько он потратил на альбом, ты чувствуешь чистоту, что тебе хотели передать конкретно музыку, а не какую-то перепечатку, которая соберет больше денег. А в нашей модели стараются продвигать хитовые команды, которые, зачастую, просто аналоги уже существующих.
Какой, с вашей точки зрения, должен быть эмоциональный посыл в зал, что для вас важно в контакте с аудиторией?
Настя: Мне хочется почувствовать… власть над эмоциями?.. как Slipknot, заставить людей прыгнуть, почувствовать энергию целого стадиона…
Леша: Да, я разделяю это стремление к власти, мне тоже хочется заполучить власть над слушателем. Чтобы они могли услышать то, что я им скажу. "Люди, перестаньте воевать!" - и поле концерта тысяча человек не пойдут бить кому-то лицо, или, предположим, пачкать стены красивых домов.
Настя: Хочется, чтобы посыл был через депрессию к просветлению. Блаженство через страдание. Это получается в результате сопереживания, если заставить человека сопереживать. Каждый текст - выстрадан, не факт, что он автобиографичен, но он прочувствован, пропущен через меня. И мне хочется, чтобы людям, стоящим перед сценой, не было плевать, что это было им максимально близко.
Текст или музыка - что должно доминировать в творчестве, на что делать упор?
Леша: Есть команды, которые делают упор на музыку, тексты у них, может, попроще по смыслу. Вот взять, к примеру, группу Primus. Они бомбят как черти, они просто сумасшедшие. Они очень хорошо играют, а тексты у них проще. И взять БГ - у человека тексты, глубокая мысль, и музыку порой перестаешь слышать, ты ее не слышишь в нотах, а просто чувствуешь, как волну какую-то. Я считаю, все должно быть гармонично, не "что лучше - текст или музыка", "мое конг-фу лучше твоего конг-фу".
Насколько важна "грамотность" в написании текстов, их художественная сторона?
Настя: Я делаю очень большую ставку на художественную сторону текста, не только его смысл, но и его форму. Так как учусь на филологическом факультете, и мне это долбят каждый день. И сама для себя я выбрала некоторые приемы, которые мне наиболее близки, и которые я стараюсь использовать. Но не для каждой музыки нужны правильные грамотные художественно- составленные красивые тексты. Не обязательно.
Леша: Взять Петра Мамонова - "Ми на мотосайкл абсолютли фри". Эта фраза просто убойна, она любому русскому понятна, но если человек с хорошим - да даже и с плохим образованием - он поймет, что эта фраза безграмотна абсолютно. Зато, какой посыл!
Настя: Или у нас - единственная песня, в который текст не осмысленный, стихийный, эмоциональный: " Мишки. Эстонские шлюхи". Все, весь текст.
Стоит ли включать в песни специальные слоганы, какие-то специальные ключевые фразы, имеющие особый успех у слушателей?
Леша: Никогда над этим не задумывались. Нет, это хлам, ненужный хлам. Людям, придумывающим такие слоганы, потом от них не отделаться; как чемодан без ручки - нести тяжело и бросить жалко. Слоганы придумывает толпа, люди, которые тебя слушают.
Важно ли название для коммерческого успеха коллектива, его фонемный состав, смысл?
Настя: Мы думали и о фонетике и о содержании. Хотели акцентировать внимание на том, что коллектив женский. Сразу сделаю оговорку, что я группу "Бабслей" до сих пор не видела, только слышала на кассете, и до этого я о них просто не знала. И названия абсолютно не связаны. Не хотели ни слизать, ни подколоть… А название: есть замечательная фраза "Не остановить мне баобаба, что растет внутри меня, взорвусь". Это можно расценивать как некую философскую мысль, как некое "я", которое вырывается из нас в виде того, что мы делаем. Очень много можно приводить интерпретаций, оно всеобъемлющее. А потом, когда появился Леша, - мы поняли, что не зря так назвались, потому что у нас есть Бао. А мы - бабы. И все получилось, как будто, так и должно быть.
Отрезанные пальцы или В команду такой дряни не проникнет
Работая над образом группы, сценическими костюмами, на что делается акцент?
Настя: Женских коллективов, играющих рок-музыку, у нас не так много. И направленность у них в общем феминистическая. (Недавно увидели в телевизоре Бутч, долго не могли понять , женщина это или мужчина) Феминистическая, лесбийская, агрессия… А мы чувствуем себя именно не мужененавистницами, не феминистками, не лесбиянками. Мы акцентируем внимание именно на том, что мы девушки, играющие рок-музыку. Существует стереотип, что рок-музыка - это для мужчин, это тяжело, тяжело носить гитару, в конце концов. И получается так, что мы показываем, что девушка, без мужского этого характера и начала - она тоже может играть музыку. И хотим подчеркнуть именно свою женскую сущность.
Нужен ли клубному коллективу стилист?
Настя: Пока мы сами себе стилисты. Это все излишки производства, если делать упор на театрализованные представления, если брать такой пафос - то это нужно , но пока мне кажется, нам хватает нашей харизмы. Кристина, к примеру, не скачет по сцене, у нее не намазано лицо ничем, она просто стоит и играет, но все люди, которые смотрят из зала, говорят, что из нее такая харизма прет. Просто энергетика из человека, и ей не нужен никакой стилист, чтобы он из нее что-то сделал.
Леша: Если нам понадобится такой пафос, то мы себе найдем стилиста, но ради прикола. Это личное дело каждого, и я думаю, в команду такой дряни не проникнет. Стилист - удел попсы.
Директор?
Хором: Конечно!
Леша: Столько вопросов надо решить, если не директор - то кто тогда? Нам придется урезать время на работу с материалом, для того, чтобы разруливать все эти проблемы, нервничать, переживать из-за этого.
Аня: Тем, на сколько нас сейчас знают, мы обязаны на сто процентов своему директору.
Звукорежиссер?
Настя: Звукорежиссер должен быть, должен быть один человек, который знает наш материал, который знает, как мы звучим и как мы должны звучать в самом лучшем виде. Есть люди, мнящие себя звукорежиссерами и на самом деле таковыми не являющиеся. Если мы, к примеру, в "Молоке" играем, я знаю, что нам никто не нужен, Аня (звукорежиссер клуба "Молоко") все сама сделает, ей можно абсолютно доверится, как нормальному звукорежиссеру этого клуба, который любую команду отстроит хорошо. И дальше уже от команды зависит, что она из себя представляют. А в том же Пскове такие люди рулят концертами, которым пальцы надо поотрезать.
Младенец в пеленках или Где же штампуют девочек
Какова ситуация с клубами во Пскове, можно ли их как-то сравнить с питерскими?
Настя: Во Пскове клубоfafв нет. Играют где попало, как попало и кто попало. Есть различные помещения, которые иногда приспосабливают под концерт. Хотя в основном эти помещения не приспособлены для концертов по своим акустическим характеристикам и так далее. Но так как хочет музыки, коллективы в городе определенные есть, им хочется играть - запихивают какой есть аппарат подешевле, все на нем рубятся, панки нажираются, блюют после концерта - и все довольны. А после концерта приходят скинхеды и устраивают разборку. Все нормально. Так что сравнивать с Питерскими клубами - это день и ночь. Хотя и здесь много недостатков…
Аудитория Пскова и Петербурга - в чем разница?
Настя: Во Пскове сейчас публика стала более дружелюбная, потому что ходят или маленькие детки, которые просто нажираются и спят где-нибудь на полу, или взрослые люди, нормальные, состоявшиеся, которым просто не до этого. А в Питере очень специфический контингент девочек и мальчиков, именно от 13-14 до 17-18 лет: все с бусиками кругленькими, у большинства девочек короткие стрижечки, у всех дреды модные. У нас более консервативный народ. Видимо есть определенный стандарт тусовки…
Аня: Часто смотришь на них, и думаешь - где же их штампуют?
Ваша политика общения с фанатами?
Леша: Я стараюсь дальше держаться, после концерта куда-то удалиться. Во время концерта происходит перенасыщение всего, ты очень много отдал, очень много взял, много движений в организме, в душе, и хочется просто уединиться. Нет ежедневной защитной ауры, ты просто как младенец в пеленках, и хочется уже отойти потихоньку куда-то.
Настя: А вообще на меня пока мальчики не бросались с предложениями телефонов.
Бывает мандраж перед выступлением? Как с этим боретесь?
Настя: У меня мандраж там, где я себя плохо слышу.
Аня: Когда мы начинали играть, - у меня чуть ли не до истерики доходило это ощущение, когда выходишь на сцену, и понимаешь, что руки просто дрожат, начинаешь реально бояться за то, что ты выдашь.
Леша: Главное - уверенность в людях, с которыми ты играешь. Тебе не должно быть страшно за твоего сотоварища. Команда не зря называется командой, каждый друг на друга может положиться. Это главное, тогда мандража никакого не будет.
Должен ли в коллективе быть определенный четко обозначенный лидер?
Леша: Мы стараемся, этот вопрос не поднимать, не задумываемся над этим, потому что пока у нас идет все хорошо. Просто все участники достаточно амбициозны… Чем мы меньше над этим паримся, тем спокойней спим. А в плане творческого процесса лидерство всегда за вокалистом. Уже сложился определенный пласт мышления, - вокалист должен быть диктатором, иначе он просто будет вяленьким, его тексты будут неубедительны.
Нужно ли коллективу участвовать в фестивалях, солянках?
Леша: Обязательно. Плюсы фестивалей - ты можешь познакомиться с абсолютно разными музыкантами, абсолютно разных направлений; это общение между коллегами. И это опыт, опыт игры, вплоть до того, чтобы экстренно подключится, оценить ситуацию, где монитор, какая задержка. Хотя я вообще играю без мониторов, в клубах я играю без мониторов, потому что мне они не нужны, я все слышу из комбиков, мне нравится такой "live".
Не пробовали играть с другими коллективами Пскова, создавать какие-то альянсы?
Настя: У нас есть одна замечательная команда в городе, которая известна в Санкт-Петербурге давным-давно, и музыкантов которой мы любим и уважаем - "Забавы простолюдина". Это действительно достойный коллектив. Есть у нас остальные знакомые, друзья, но как-то не сходится, мы стали выезжать в Петербург, они не стали…
Леша: Очень тяжело в таком городе, как Псков, что-либо делать. Город абсолютно не располагает к какой-то интенсивной мысли, все заторможено, нет поддержки, негде выступать, и вообще, зачем это надо?
Настя: Поэтому если ты выкарабкался оттуда - это уже хорошо.