На экране он сухо и сдержанно читает новости, а в жизни - полная противоположность. Это человек бурных эмоций, очень впечатлителен и неравнодушен ко всему окружающему. 12 июля мне удалось выкроить у Александра Анатольевича несколько минут.
- Насколько я знаю, буквально пару дней назад в Питере проходили какие-то съемки. Можно поподробнее об этом?
- 10 июля была съемка в рамках программы с длинным названием - что-то из области борьбы со СПИДом. Было сделано несколько роликов с Ильей Лагутенко. Материалы делали мы вместе с Туттой Ларсен, она первую часть, я - вторую. В этом интервью Илья рассказывает о том, как он относится к этой теме, делает некое послание публике - слушателям и фанатам. И вся эта акция очень большого масштаба - это международная программа. Это что-то вроде “Посол Доброй Воли”. Например, от Ирландии эта организация выбрала Боно из U2.
- То есть получается, от каждой страны выбирается по одному музыканту?
- Выбирается наипопулярнейший, огромной величины артист, который говорит с публикой, особенно с молодой публикой, на их языке, которого они слушают куда более охотно, чем школьного врача или активиста из санпросветбюллетеня. Тема интересная и, к сожалению, очень актуальная в России. Эта организация пытается найти общий язык с публикой и в доступной и приятной, интересной манере рассказать о вещах, о которых нужно знать всем и каждому. Конкретно в России съёмка шла в студии документальных фильмов здесь в Санкт-Петербурге. Вот мы с Ильей вели беседу в лимузине - артист в туре и разговариваем, пока есть время. Другая площадка - в Академии Художеств, в центре под открытым небом была сделана красивая съемочная площадка с роялем, звездами. Я приехал и буквально через несколько минут, посмотрев, понял, что здесь можно снимать большое и серьезное красивое кино. То есть это не просто интервью, это постановочная история.
- Для этого ты и приехал в Питер?
- Это первая причина моего приезда. Вторая - 13 июля пройдет огромная вечеринка, посвященная мероприятию, которое будет проходить в начале сентября. С 5 по 12 питерская тусовка уезжает на Ибицу, где пройдет танцевально-развлекательное мероприятие. Там будут выступать звезды танцевальной музыки, без которых редко обходится крупное танцмерорприятие. Из перечисленного сейчас могу вспомнить Basement Jaxx, Roger Sanchez, Paul Oakenfold. Такой рывок из Питера туда, хотелось бы, чтобы это получилось красивым праздничным десантом. Причем в это время на Ибице жизнь кипит - очень много всяких мероприятий. Сезон отдыха не заканчивается никогда. В Питере будет съемка для будущей программы.
- А что для тебя отпуск? Ну, например, упасть на пляже и загорать...
- Я такое даже с трудом вспоминаю. Было в прошлом году, когда уезжаешь далеко и даже телефон с собой не берешь. И только тогда валяться на пляже и не думать ни о чем можно попытаться, все равно не получается - все равно потом перезваниваешь и узнаешь, что и как. Но не так плотно, как во время работы, когда все происходит ритмично и в быстром темпе. Но это на неделю-две, не больше.
- А когда ты первый раз приехал в Питер?
- Это был год 1988-89. Приехал просто из любопытства. Второй раз я был награжден поездкой профсоюзной организацией предприятия, на котором я работал. Это вроде как награда. Со всеми экскурсиями, суетой туриста. Это был год 19200090-й. Затем перерыв был такой, что можно сказать, что я снова приехал впервые в Питер - середина 1990-х. А в этом году я приезжаю уже второй раз - по сравнению с теми периодами я зачастил. Города я практически не знаю - только сувенирные знания. Причем все поездки проходят день-два, максимум три, поэтому особо что-то узнать просто времени не хватает.
- Ты любишь путешествовать. Где больше всего понравилось?
- Было ралли Москва - Монте-Карло - Москва, было машин 30. С площади Юрия Долгорукого старт и на центральной площади в Монте-Карло финиш. К сожалению, в этом году не получилось быть за рулем. В последний момент человек с машиной не смог поехать и я не вписался как участник. И я поехал как съемочная группа в количестве один человек и в качестве пассажира. Но я пытался быть штурманом, следил за знаками, разговаривал с иностранной полицией, потому что нарушали правила почти все время. Длилась поездка 12 дней - Россия, Украина, Словакия, Австрия, Германия, Италия, Франция, Монте-Карло. 29 апреля был старт и 12 мая я вернулся обратно. Финиш был 3 мая. Мы отдыхали только ночью и все дневное время ехали со скоростью 180-200 км в час. Причем не было никакого эскорта, никто не был предупрежден. Мы были этакими хулиганами. То есть как хочешь, так и добирайся. Причем вперед всех. Надо сказать, что была очень плотная борьба, две машины пришли одновременно на финиш, в одной из них был я. Когда пришли к финишу, слов не было, только радостные возгласы. Очень много было риска. Результат - 33 часа и сколько-то минут. Пробег был посвящен событию 1910 года, когда 2 российских инженера сделали этот пробег за 10 дней. Потом мы попали на открытие сезона на Лазурном берегу, где демонстрировала свое гостеприимство очень милая девушка. Выяснилось, что это принцесса, которая и была хозяйкой бала. На таких контрастах поездка, что до сих пор не выходит из головы. При чем еще успевали какие-то места посетить. В день ехать 8 часов - трасса, а потом осматривали достопримечательности. Но это была поездка, где много своих. А бывает, когда один куда-то едешь, где все новое, неизведанное, ты исследуешь для себя что-то. Это тоже здорово. На самом деле очень редко выбираюсь, потому что работать нужно почти круглые сутки, все время нужно быть на месте. Но когда удается где-то побывать, восторгу нет предела. Даже если есть возможность не просто поваляться на пляже, а смена стран, бессонный режим, возвращаешься в Москву и понимаешь, что по календарю тебя не было три дня, а по ощущениям тебя не было целую вечность. Я окунаюсь в это все, полностью ухожу в это. Мне больше нравится не сидеть в автобусе и слушать экскурсовода, а выйти из гостиницы и самому что-то рассматривать, искать, узнавать. Так даже интересней.
- А где еще не побывал?
- Северный полюс, Антарктида. Очень часто поездка сопряжена с бизнесом, поэтому приходится улавливать какие-то считанные часы для путешествия. Хотелось бы еще побывать в Скандинавии, Норвегии. Просто с рюкзаком, на природе. Я родился в Сибири, и суровые пейзажи мне очень близки. На контрасте с пляжем, аквапарком и прочем веселом хочется чего-то смурного и настоящего. Еще мне нравится на Мальте, я там чувствую себя уютно, как будто никуда и не уезжал. Бывают места, где все в новинку - для меня это почему-то Германия. Еще я никогда не был на Востоке. Но нет и желания. Наверное, потому что я год проработал на Ближнем Востоке. Не исключено, что, оказавшись в Китае, я вдруг подумаю - вот где надо было быть, тут так здорово!
- Я помню тебя по Biz-TV, за это время твой имидж сильно изменился. Это твоя работа или стилистов?
- На Biz-TV и сейчас работа стилистов сильно отличается. На Biz-TV можно было выглядеть так, как получается. Тема быть таким, какой ты есть, осталась, но она происходит с контролем стилистов. Диктата нет, но происходит грамотный уход – вот так было бы лучше, а вот так было бы правильней. Мне кажется, что в эфире я такой, какой я есть. Ну, разумеется, со временем все меняются. Меня однажды спросили: что нужно для работы ви-джеем - какие прически, внешний вид? А ответа-то нет. Нет инструкций, первый ответ, который пришел в голову - нет никаких ограничений во внешнем виде. Просто стилисты это контролируют и каким-то образом направляют. Но мы такие и есть.
- Ты часто общаешься с иностранными музыкантами. Сильно они отличаются они от своего имиджа на сцене?
- Есть гигантская разница, в том, какой на сцене и за сценой Marilyn Manson. За сценой - это робкий, застенчивый и даже улыбчивый Брайен Уорнер. На сцене на следующий день я посмотрел на человека, с которым я, по-моему, никогда не встречался. Это какая-то бестия, пришелец. Причем и то, и другое, интересно. На сцене - настоящая рок-звезда большой величины. А в жизни это приятный собеседник, которому всегда есть что сказать и удивить ответом. Мы говорили о Библии или о кинематографе. У него есть свои любимые режиссеры, он очень "силен в материале". Я его даже спросил, есть ли у него любимые места в Библии. Брайен сказал, что есть - начало и конец. И почему. Все обосновано. У него все очень ясно. Это не только ширма - имидж. Есть такие, кто не меняется - не понятно, он на сцене или весь в имидже. Например, Моби - очень застенчивый музыкант, тихий, спокойный. Я видел его на красной дорожке в ярко-красном костюме. На вопрос, почему такая одежда, он ответил - "Я в красном, чтобы сливаться с дорожкой, быть незаметным". И в работе он такой же - сидит себе в студии, музыку записывает. А когда смотришь его послужной список - сколько он получил наград, он реальная супер-звезда. Fatboy Slim - такой же, как на сцене. Человек, который говорит - "Я уже 25 лет на сцене, скоро меня отправят на покой". Но по-прежнему он в топе, получает танцевальные премии.
- А насчет отечественных команд?
- Мне трудно сказать, потому что я их намного лучше знаю, и больше по-дружески общаюсь. Наверно, у некоторых есть такой момент, когда музыкант выходит на сцену и становится тем, кем он должен быть на сцене. Это еще зависит от жанра, в котором он выступает. Рокеры такие же, как и в жизни. Попсовые артисты такие “невозможные”, “космические”. Разница, конечно есть.
- Как ты объясняешь отсутствие новой музыки в российском шоу-бизнесе?
- В этом и есть шоу-бизнес, есть хед-лайнеры. А есть группы, которые приходят и уходят, не хватает сил держать этот марафон. Мне кажется, что на Западе на самый верх попадают немногие, как и у нас. У нас, конечно, нет такого разнообразия, там это происходит очень давно, намного дольше, чем у нас. Это еще объясняется временем. Там поп, рок, рокапопс начался как минимум с 1960-х, это то, что нам известно. А у нас с конца 1980-х. 20 лет - это такой дикий отрыв в этом бизнесе, каждый день на счету. Хронологичски и географически объяснимо.
- Но сейчас есть условия, возможности.
- Есть, не то чтобы не ограничены, но их значительно больше, чем было год назад. С каждым годом развитие продолжается. Сейчас пока так. Смотришь на летние рок-фестивали и видишь на списке очень много одних и тех же имен. Новые группы есть где-то, они постепенно набирают очки, движутся.
- Как ты объясняешь провал Garbage?
- Я не объективный зритель. На следующий день после концерта прихожу довольный в офис в футболке Garbage. У меня в машине Garbage - все три альбома. Меня спрашивают: народу было много? - Нет. - Звук был хороший? - Наверно, для тех, кто был у сцены. - А ты где был? - А я на галерке сидел. - А свет был хороший? - Группу было видно. - Значит, не понравилось? - Понравилось, мне просто нравится эта группа. Я все песни узнавал, потому что я их знаю наизусть. Концерт прошел не в том виде, в каком он мог пройти. Почему - не могу сказать. Мне безумно нравится Ширли Мэнсон. Она мне всегда нравилась, но после того, как я поговорил с ней в интервью, я понял - мои предчувствия меня не обманули. Я знаю точно - есть коллективы, которым можно предоставить и звук, и свет, а шоу не получится, какое было на концерте Garbage. Для меня большее значение имеет сам коллектив, чем полные залы и супер-звук. Концерты друг от друга отличаются, впрочем как и исполнители. Я был на Whitesnake в "Лужниках". Для всех сейчас - это деды, их мало кто помнит. 1000И пришло не так много публики. Но там был вопрос качества, а не количества - пришла такая гвардия рок-ветеранов. Это был небольшой концерт, но очень правильный, очень честный. А на Мэнсоне был полный зал, яблоку было негде упасть, гигантские волны в танцующем партере. Один из самых буйных концертов, которые я когда-либо видел в Москве.
- У тебя есть 15-летний сын. Чтобы бы ты хотел пожелать молодежи, на что стоит обращать внимание?
- В 15 лет каждый знает, что ему надо, и никаких советов не слушает. Даже совет только раздражает. Это нормально. Я думаю, надо слушать то, что самому нравится и не стесняться этого, не скрывать. Можно слушать коллективы, которые не слушают все твои приятели, а в тусовке это считается неправильным. Ты слушаешь то, что слушает твоя тусовка потому, что так надо. Я думаю, это все лишнее. А вообще надо слушать все, чтобы знать точно, что тебе реально нравится. Ты слышал несколько песен одной группы и считаешь себя фанатом? Так не бывает. Ты не поклонник, ты просто знаешь эту группу. Надо знать все, чтобы выбрать для себя подходящую музыку. Что касается возраста, то это возраст очень жесткий, бескомпромиссный, когда уже все якобы взрослые: “Я буду слушать только Guano Apes!” Сказать моему сыну в этот момент о другой музыке бессмысленно, он будет слушать только это. Теперь Guano Apes ему несколько поднадоел, уже интересно что-то другое. Начинается выбор. Либо на контрасте легкое, электронно-танцевально-запутанное, либо Rammstein, и никакого выбора не остается, где все тяжело и жестко.
- А насчет последних запоминающихся концертов?
- Джеймс Браун. В Кремле было много свободных мест в зале, что удивительно для человека такого уровня - это же легенда. У него потрясающее шоу. Все, что происходило на сцене - это невероятно. Это было реальное исполнение живьем. Что больше всего меня поразило, это когда Джеймс вышел на сцену, все подпрыгнули (это в Кремле-то!) и бросились к сцене, начинается такой слэм, и в зале помимо респектабельных музыкантов, которые росли на Джеймсе Брауне, были какие-то брэк-денсеры, ребята, которые слушают совершенно другую музыку. Они были в первых рядах, танцевали в зале, выскакивали на сцену, обнимали Джеймса, как будто не модные ди-джеи - их герои, а именно Джеймс Браун. Приятно было видеть такую публику, которая понимает, что происходит на сцене, и делает правильный выбор. Мне кажется, в России сейчас проблема в качестве музыки, а не в количестве. Вот был потрясающий концерт Morcheeba во МХАТе, на самом деле одно из лучших “клубных мероприятий”. Вот туда как раз пришли все фанаты группы. Там была именно качественная публика. Очень грустно смотреть, когда на большом открытом стадионе все бродят и спрашивают другу друга, кто это выступает. Пусть публики будет немного, но горячо. Я был поражен на концерте Мэнсона, когда совпало качество и количество - тот самый счастливый момент. Весь зал вместо того, чтобы толкаться, напиваться и друг друга лупить, слушал музыку и пел песни. А с Depeche Mode что происходило - там вообще весь концерт люди пели. Это же красиво. Мы растем. Такого вообще не было года два-три назад, значит, скоро будет. Есть люди, которые приходят на концерт, чтобы показать, что они все видели. Это грустно, это неправильно. Надо честно себя вести. Если ты пришел на концерт, так отрывайся. Видимо, еще все не проснулись.
- Когда ты последний раз прыгал на концерте и орал песни?
- На фестивале "Крылья" в Тушино на выступлении Игги Попа. На сцене он выдал всего себя на 200 процентов. Я там прыгал и орал, чуть не сорвал голос. Это был настоящий панк-рок, и музыканты работали потрясающе. Все действительно живьем. Кто стоял около сцены, были в этой музыке. Я понял, что это исторический момент. Это дикий, неистовый человек, абсолютно не изменившийся за 35 лет работы на сцене. Когда я посмотрел в сторону зала, мне стало очень грустно, потому что к бортикам прижималось несколько рядов, а дальше просто тусовались люди, которые даже не заметили, кто был в это время на сцене. После выступления я спросил Игги Попа, как ему удается так долго держаться3fb на сцене, на что он мне ответил - "Я просто классный парень" и широко улыбнулся. Это был исторический момент и я был там. То, что он делает на сцене, заставляет беситься, улюлюкать, потому что он делает чистую музыку, настоящий рок-н-ролл.