ПЕСНИ "О МАМЕ И ПАРТИИ" ПРОТИВ РОССИЙСКОГО ШОУ-БИЗНЕСА
Заключительная пресс-конференция членов жюри Международного конкурса молодых исполнителей эстрадной песни «Витебск-2002» состоялась в Круглом зале КДЦ «КИМ» 24 июля. Во время проведения конкурса все заседания жюри, на которых проводилось обсуждение выступлений участников и подведение окончательных итогов, были закрытыми. В связи с тем, что конкурс закончился и все результаты были официально объявлены, журналисты получили возможность задать все интересующие их вопросы, рассчитывая на получение максимально правдивых ответов. Тем не менее члены экспертной комиссии весьма неохотно делились своими впечатлениями о прошедшем конкурсе. Один из первых вопросов коснулся непосредственно регламента выставления оценок. Из положения о XI Международном конкурсе молодых исполнителей следует, что участник представляет песню продолжительностью не более четырех минут, однако некоторые лауреаты превысили установленное время. Тамара Гвердцители переадресовала вопрос к оргкомитету конкурса, сказав только, что «жюри не сидит с секундомером» и будущих артистов нельзя оценивать строго по времени исполнения песни. Директор фестиваля Родион Басс пообещал, что в ближайшем будущем этот пункт положения будет пересмотрен.
Был задан и вопрос о том, учитывалась ли при выставлении оценок реакция зала на выступление артиста. Председатель жюри на него ответила так: «Ужас работы заключается в том, что необходимо оценивать исполнителей по заранее определенным критериям. Мы здесь не палачи, собравшиеся для того, чтобы обрубать крылья». По словам г-жи Гвердцители, всех, кто участвовал в конкурсе, ждет большое будущее, но не все, кого хорошо принимал зал, получили высокий балл. Причина проста - профессиональное жюри должно следовать профессиональным критериям и идти впереди публики. «То, что исполнитель чувствует себя настоящим концертным артистом, еще не значит, что он профессионал», - пояснила председатель комиссии. Единственным конкурсантом, при оценке которого мнение жюри совпало с мнением зала, стал Денис Барканов, получивший первую премию конкурса.
Крайне негативно участники пресс-конференции отреагировали на предложение одного из журналистов, чтобы конкурсанты получали распечатки с оценками каждого из членов жюри, поскольку во время конкурса они видели свои результаты лишь долю секунды. Это могло бы в большей степени отразить общую картину полученных результатов и показать приоритеты каждого заседателя комиссии. Идея нашла поддержку не только у исполнителей, но и у всего зала, тогда как члены жюри снова посоветовали обратиться с подобным предложением к оргкомитету.
Разрядил обстановку вопрос, адресованный представителю бельгийской стороны Френсису Гойя, входящему в состав жюри. Музыкант никак не мог найти себе переводчика. В итоге на вопрос, который был задан на английском языке, он ответил на французском. Френсис, не владеющий русской речью, оценивал конкурсантов по их артистическим способностям: «Я сам артист, и мне сложно оценивать других артистов. Но каждый из них, несомненно, обладает талантом». Представителями СМИ было высказано и еще одно предложение: выставление оценок должно осуществляться согласно общемировым музыкальным тенденциям, а не по критериям советского времени. Здесь мнение журналистов с мнением жюри разошлось еще больше. В ответ на просьбу перестать заниматься «псевдопатриотизмом» и петь песни о «маме и партии» Тамара Гвердцители, сумев все-таки перекричать всех собравшихся, дала свою оценку ситуации: «Весь российский шоу-бизнес не стоит одной этой песни о маме». Новые споры разгорелись в тот момент, когда журналисты поинтересовались, почему каждый из членов жюри не может прямо сказать о том, какой участник понравился ему больше остальных. Высокая комиссия, пораженная таким напором, после длительной словесной перепалки ответила: «Информация, на которую имеют право журналисты, была дана вся».