АЛЕКСАНДРА ПАХМУТОВА ПРОСТИЛА ВИТАСА ЗА ИСПОРЧЕННУЮ «БЕЛОРУССИЮ»
Встреча композитора Александры Пахмутовой и члена жюри конкурса молодых исполнителей «Витебск-2002» Фрэнсиса Гойи с журналистами прошла в Международном пресс-центре Витебска 24 июля. В пресс-конференции также принял участие Жан-Люк Дрион, на протяжении 20 лет работающий вместе со знаменитым бельгийским музыкантом. Встреча была посвящена выходу совместного альбома Александры Николаевны и Фрэнсиса Гойи под названием «Francis Goya. A Tribute». В девяти композициях, вошедших в этот диск, использованы мелодии, написанные Александрой Пахмутовой, в том числе «Как молоды мы были», «Мелодия», «Беловежская пуща» и др. 10-я написана Фрэнсисом и Жан-Люком Дрионом специально для Пахмутовой и названа «Song For Alexandra». Презентация диска состоялась в конце мая в Санкт-Петербурге в концертном зале «Октябрьский». Продюсер данного проекта Андрей Базанов рассказал о его перспективах: « Само приглашение Фрэнсиса Гойи было связано с большим риском, так как со времени его последнего посещения нашей страны прошло 20 лет. За последнее время мы организовали уже три его концерта в Санкт-Петербурге и планируем организовать концерты в Москве, предположительно в ГЦКЗ «Россия». В своем вступительном слове Александра Николаевна сказала: «Это случайность и закономерность, что Фрэнсис Гойя познакомился с моими песнями. Я знала творчество по дискам, которые у меня были. Когда меня попросили прислать ноты, я была бы счастлива, если бы его заинтересовала хотя бы одна моя песня». На вопрос журналистов о том, каким образом музыканту удалось выпустить свой альбом в 1980 году на фирме «Мелодия», когда советская звукозаписывающая компания-монополист еще не выпустила ни одного альбома Beatles, Фрэнсис Гойя ответил: «В то время я записывал много дисков в Финляндии, и когда меня спросили, хочу ли я выпустить альбом в Москве, я сразу согласился. Мне сказали, что я оказался первым артистом, который записал пластинку в России». Журналисты поинтересовались, каковы его впечатления от фестиваля «Славянский базар» и не постигло ли его такое же разочарование, как Мишеля Леграна, ожидавшего услышать на фестивале славянскую музыку, а услышавшего то, что было написано на Западе еще 20 лет назад. На это музыкант ответил, что до того, как приехал в Витебск, вообще не представлял, что такое «Славянский базар». «То, что я услышал, потрясло меня, так как было исполнено на высоком уровне. С первой репетиции я понял, что мне будет очень сложно оценивать конкурсантов. Славянская музыка идет от сердца, в ней есть грусть, душа, меланхолия. Ее невозможно не узнать». Свое отношение к конкурсантам и российской эстраде вообще Фрэнсис Гойя выразил так: «Я действительно ставил всем высокие оценки. Артисту сложно оценивать другого артиста. Мне очень понравилось выступление конкурсантки из Белоруссии Натальи Подольской и украинского исполнителя Дениса Барканова. Я сказал Жан-Люку, что это настоящие будущие звезды. Два конкурсных дня были различны между собой. Во второй день многие артисты выглядели лучше. Из современных же российских исполнителей я не могу назвать ни одного имени».
Отвечая на вопрос о том, имеет ли проект с Фрэнсисом шанс прорваться на западный рынок, в то время как многие артисты уже безуспешно пытались его покорить, Александра Пахмутова сказала: «Проблема не в том, чтобы прорваться, а в российском климате. На радиостанциях мы редко слышим песни на русском языке. Нас на Западе не любят, а любим ли мы сами себя?» - после чего зал взорвался аплодисментами. От себя Гойя добавил, что, «даже имея имя, не так легко продвинуть свой диск». Далее между участниками пресс-конференции развернулась настоящая дискуссия на тему роли Сергея Соловьева в развале отечественного кинопроката и качества исполнения знаменитой песни Пахмутовой «Белоруссия» Витасом на прошлогоднем «Славянском базаре». В отношении последнего Александра Николаевна высказалась очень миролюбиво: «Я спокойна. Может быть, Витас не попадал в ноты, но пел так самозабвенно. Когда молодой так орет и хочет всех убедить - да Бог с ним, мы его простили». В завершение встречи журналисты попросили исполнить что-нибудь из нового альбома. На что композитор, уже опаздывая на вокзал, ответила: «Нам надо выбирать - либо рояль, либо поезд».