МРАЧНЫЙ КОСТЮМ ГАРБАРЕКА - ПРИСТРАСТИЕ ИНЖЕНЕРА ПО СВЕТУ
Пресс-конференция саксофониста Яна Гарбарека, посвященная его предстоящему выступлению в Московском Дворце молодежи, прошла в информационном агентстве «Интерфакс» 23 мая. Открывший конференцию Дмитрий Воскобойников предложил вести беседу на английском, сославшись на то, что джазовые критики, как правило, владеют этим языком. Журналисты с готовностью закивали в ответ, и слово было предоставлено Яну Гарбареку.
Гарбарек начал с того, что представил участников своего проекта - контрабасиста Эберхарда Вебера, перкуссионистку Мэрилин Мазур и пианиста Райнера Брюнингхауза. Затем, поскольку времени на встречу отводилось очень мало, он предложил журналистам самим задавать интересующие их вопросы. Желающих нашлось немного, и г-н Воскобойников стал ехидничать по поводу эрудиции представителей прессы. После неловкой паузы выяснилось, что вопросы-то есть, но говорить по-английски никто не хочет. Тогда г-н Воскобойников обратился к переводчице, которая находилась тут же в зале, и наконец, работа пошла в нормальном режиме.
В ходе встречи Гарбарек рассказал, что в последний раз был в России в 1979 году, когда участвовал в программе культурного обмена. Тогда ему удалось немного поиграть с российскими джазменами. После того концерта приглашений не поступало, и музыкант очень рад тому, что в этом году у него выдалась возможность вновь приехать в Россию.
Московский концерт входит в программу гастрольного турне Jan Garbarek Group. По словам музыканта, гастроли отнимают массу времени, поэтому над новыми проектами и записью альбомов Гарбарек еще не думал. В отличие от большинства участников проекта, Мэрилин Мазур - единственная, кто параллельно работает и с другими коллективами.
Несмотря на огромную популярность и высокий профессионализм, мастер-классов Гарбарек не дает, говоря, что из него плохой преподаватель. Кроме того, по его мнению, в Скандинавии существуют несколько хороших школ «ритмической музыки», в которых перспективная молодежь может получить надлежащее образование.
Много вопросов было задано Гарбареку по поводу необычного стиля его композиций. Музыкант рассказал, что, как и многие другие, начал с подражания великим джазменам. Постепенно Гарбарек понял, что ему не интересно просто копировать американских звезд и он решил создать что-то свое. «То, что я делаю, я не воспринимаю как джаз, я бы назвал это просто европейской музыкой», - добавил Гарбарек.
Как выяснилось, музыкант не одобряет современную поп-музыку, но неплохо относится к тяжелым направлениям рока. Недавно его дочь записала альбом именно с такой группой. Оживившиеся журналисты тут же поинтересовались, не связан ли с такой любовью к heavy-metal имидж музыканта, одетого в мрачный черный костюм. На это Гарбарек с улыбкой ответил: «То, как я одет, определяется инженером по свету, а не моими пристрастиями».