Д: Долгая достаточно история, как наша вся команда собиралась, и как она становилась каким-то организмом, которому название «Враги» соответствует более всего (http://bparu.ru). А последняя трактовка - потому что все люди сами себе враги. И мы в том числе, только мы этого не стесняемся.
Вкусная водка города Петрозаводска или Привет БГ
Вы регулярно собираете в Петрозаводске залы, в то время как группы AnimalJazz и Para Bellvm, к примеру, имеющие в Санкт-Петербурге неплохой успех, в Петрозаводске пока «не прижились». Это особенность музыки – то, что вы попали в струю, или все дело в Петрозаводске?
Д: Дело просто в энергетике. Поймали, встали на волну и на этой волне продержались. И держимся до сих пор. А парням… пока не повезло. В дальнейшем, я думаю, все само по себе устроится.
То есть речь идет о небольших провинциальных городах, где не так развита альтернативная клубная сцена?
Д: Дело в том, что по большому счету мы первая команда так называемой «клубной питерской волны», к которой мы на самом деле не очень-то особенно и относимся, которая по большому счету открыла двери для питерских команд в Петрозаводске. Потому что у нас в Питере все говорят : «О, Петрозаводск - это где? Это около Минеральных Вод что ли?». Вот такое было. Хотя на самом деле город рядом, причем город офигенный, город - столица. Совсем не провинциальный город, ни в коем разе.
Т: Там даже университет есть. Кстати, очень странно, но там ощущается больше присутствие финнов, чем москвичей и питерцев.
Вы никогда не хотели сделать себе на этом некое продюсерское имя - вы привозите туда группы, увозите группы из Петрозаводска в Питер??
Д: А для чего? Может быть надо, но я не совсем понимаю вопрос…
Касательно продюсера - есть ли он у группы «Враги»?
К: Меня иногда представляют как продюсера группы «Враги», а не музыканта. Меня это с одной стороны веселит, а с другой - немножко расстраивает, потому что это наверное пугает больших дядей, которые так и жаждут вложить в нас миллиарды долларов. Но если честно - и так пока неплохо живется. Мне гораздо приятнее осознавать, что мы своими силами, четыре «простых» «русских» «парня», своими руками творим то, что мы творим, от начала до конца, начиная от музыки - нам ее никто не пишет, слова, и заканчивая каким-то там промоушном, устраиванием концертов. А все остальное - это вещи, посредством которых мы творим.
Чтобы определить понятие «все остальное» - где заканчивается музыка и начинается личная жизнь?
К: Это наверное немножко пафосно, но она не заканчивается.
Д: «Песня остается с человеком!».
То есть музыка для Вас более смысл жизни, чем способ зарабатывания денег?
Д: Мы занимаемся шоу-бизнесом не для того, чтобы зарабатывать деньги, а для того, чтобы заниматься своим любимым делом и не работать больше нигде.
Т: Музыка - это жизнь.
К: Даже не образ жизни, как у БГ, это жизнь. БГ - привет!
Подобное отношение к музыке сказывается на взаимоотношениях членов группы?
Д: Да, конечно, это должны быть очень интимные отношения между людьми. Я могу быть на сцене и на репетиции с человеком, которому я верю и могу повернуться к нему спиной.
Я - солдаф
2000
он и матершинник или Привет поклонницам
Вы часто говорите, что "Враги" - это семья. Кого, в таком случае, можно было бы назвать главой этой семьи?
Д: У нас нет четко выделенных лидеров, и в этом даже некая наша прелесть.
Должен ли звукорежиссер быть членом подобной "семьи" ?
Д: Конечно да. Когда у нас появится хороший звукорежиссер, я его даже может быть больше чем Егазебу буду любить.
А такие члены «группы поддержки», как имиджмейкер, стилист?
Д: Глядючи на любимые и уважаемые нами образцы и эталоны - да. А глядючи на реальную жизнь - не всегда это получается.
Пока в коллективе нет стилиста, что формирует Ваш образ на сцене - либидо?
Д: Лебиде? Что это? При чем здесь трава?
Тем не менее, смотря на Ваше общение с фанатами вне сцены, может показаться, что Враги спят со всеми своими поклонницами?
(общее ликование, крики «Поклонницы - привет!»)
Это правда?
Д: Нет. Этим мы хуже Мика Джаггера.
К: Мик Джаггер - привет!
Еще одной характерной чертой в имидже "Врагов" считается некоторая скандальность…
Д: В последнее время я стал замечать, что ко мне относятся как-то… Да, я солдафон, матершинник, да. Но я не стремлюсь к скандалам. К сожалению получается, что некоторые люди имеют в виду меня и говорят «эти йоперные Враги».
Какие вообще у группы «Враги» взаимоотношения с так называемой «тусовкой»?
Д: Я себя, например, человеком тусовки не считаю. Даже если время от времени в каких-то местах появляюсь, я по-моему все-таки чужой там.
Вопрос Доктору, как человеку, родившемуся и достаточное долгое время прожившему не в Санкт-Петербурге - что дает тебе право на всегда считавшуюся чем-то культовым питерскую сцену?
Д: Любой родившийся здесь имеет право на эту сцену. А я… Врагов называют группой ленинградской школы русского рок-н-ролла – получается, я заработал эту привилегию.
Имидж группы, образ людей, которые могут, к примеру, пошлить со сцены, изменится, если вам предложит деньги продюсер? Вы оденете по его желанию фраки?
Д: А мы и не пошлим.
К: И разве мы не любим фраки. Продюсер - привет!
И Вам не страшно такими переменами обмануть свою публику?
К: Нет, не страшно.Все равно мы обманем продюсера.
Где ваши зажигалки, ё.. или Привет Шнуру
Стоит ли клубным музыкантам рассчитывать на большое вложение в них денег продюсером и быструю раскрутку?
Д: Обычно вкладывается большое количество денег, чтобы сразу же нашлись какие-то люди, которые продолжали бы вкладывать эти деньги. Это путь совсем не для клубной андеграундной команды. Мы играем «дж-дж» и вряд ли в нас будут вкладывать как в «Иванушки International» либо группу «Пропаганда»
К: Пропаганда - привет!
Существует ли для Вас, как музыкантов, некий предел роста?
Д: А конца нет, я гляжу на Мадонну и на Пугачеву например. Или на Дэвида Боуи смотрю. Расти и расти. Нету края.
Считается, что музыкант, пробившийся на большую сцену, теряет часть души. Так ли это?
Д: А с другой стороны - сколько прекрасных примеров когда все не так. Вот сегодня смотрел передачу - брали интервью у Шнура, пьяного. Что -то я не заметил, что он потерял - наоборот, приобрел.
Т: Шнур - привет!
К: На самом деле ответ может быть один - если Вы нам задаете данный вопрос - то поживем - увидим. Если Вы именно нам задаете данный вопрос. Потому что если бы этот вопрос был бы задан, когда бы мы все сидели тут с седыми яйцами и рассуждали о молодых коллективах, которые только что здесь репетировали и снимали клип на хоум-видео, тогда мы могли бы Вам ответит на данный вопрос, а сейчас…
Кстати о home-video - профессионализм производимого группой продукта должен ограничиваться музыкой, или он распространяется на оформление альбома, какие-то режиссерские работы и т.п.?
К: Это ведь можно расценивать как искусство в целом, от начала до конца. И если группа хороша, то она хороша во всем, от того, как они одеваются, спят, и , извините за выражение, занимаются любовью и пишут музыку, и заканчивая неважно уже чем. Это тоже искусство, почему нет.
Такое мироощущение нередко подменяет реальную личность искусственно созданной маской. Так ли это в Вашем случае?
Д: Я какой есть, такой и есть. И на сцене всегда такой же. Мне всегда говорят: «Там после этой песни надо было что-то такое сделать, а ты: Где ваши зажигалки, ё.. !»
Образ любимцев девушек до ухода из группы гитариста Гранда уравновешивался некой струей милитаризма. Без Гранда проект стал менее "военным"?
К: Мы можем за сценой за собой выстроить роту солдат и повесить на них на всех гитары - как Вы думаете, мы станем опять более воинственными? Бред. Привет Гранд!
Появится ли пятый человек в составе?
Д: Скорее всего да.
Возможно ли с подобными требованиями, что новым членом коллектива станет девушка?
Д: Вдруг мы от этого станем лучше?
На Shit-парад раком вперед или Привет Туте Ларсен
Музыканту, играющему в клубной команде, стоит развивать свое профессиональное мастерство, возможно, посредством музыкальных школ и т.п.?
К: Я, например, не могу перенимать от человека дословно все. Дословно и дотактово. Я беру то, что мне нужно из этого человека и со спокойной душой прощаюсь с этим человеком, говоря ему «спасибо», а далее развиваюсь сам, и развиваюсь так, как я хочу, не обращая ни на кого внимания. Я считаю, что если мне этого на данный момент достаточно - мне не нужно стремиться пока выше. Когда я почувствую в этом потребность - я обязательно обращусь.
Д: На самом деле лучшая консерватория находится здесь
Игра музыканта в нескольких проектах является способом повышения мастерства?
К: Конечно! Мастерство как и игры на инструменте, так и мастерство жить музыкантом.
Никто из Вас не имеет профессионального музыкального образования. Другая полученная профессия как-то влияет на музыку?
В: Вообще влияет, потому что композиционные принципы одни и те же, только способы выражения разные.
Д: Да, тогда у меня тоже! Я военный, офицер запаса, и все как в уставе - все точно так же в наших песнях, смотры, стрельба и речевки!
К: Это влияет на меня. А то, что влияет на меня уже влияет на музыку, опять-таки влияет на работу, и влияет на профессию, на мою личную жизнь, и на все что угодно. И все сводится к моему внутреннему Я. Это все влияет только на него. Я - привет!
Сейчас в шоу-бизнесе для коммерческого успеха проекта нередко используют эпатаж исполнителя. Вы не пробовали как-либо эпатировать своего слушателя?
В: Мы не стремимся к эпатажу, а ведем себя скорее естественно.
К: Вот будет интервью на телевидении - мы тогда просто будем раком сразу выходить. Хороший ракурс...
Д: Я вот на Shit-парад раком вперед - с удовольствием вылезу. А Туте Ларсен я никогда в жизни не покажу ни задницу,
К: Тута - привет!
Д: Хотя мне очень нравится, когда у меня накрашены ногти. К сожалению я не могу ходить так каждый день по улице. Но вот Тату и Рамштайну эпатаж нужен, они без этого не могут, а мы пока слава Богу обходимся, и я считаю у нас не мало в зале людей.
Не боитесь с подобным поведением стать эталоном для клубной молодежи?
К: Отлично! Врагомания!
Д: Ну что ж поделать. Некоторые на полном серьезе считают, что Бивис и Баттхэд - это хорошо. Да, мы отрицательные герои. Но с другой стороны - какой я отличный пример для не-подражания, можно на меня смотреть и не делать так, как я, и быть замечательным человеком.
Отдаться Ветлицкой или Привет чудаку
Многих музыкантов раздражает игра в «солянках»: плохой звук, спешка. Ваше отношения к сборным концертом, зачем Вы идете на солянки?
В: Это очень интересно - поиграть перед чужими зрителями, публика всегда разная.
К: А в плане саундчека и настройки - это дисциплинирует. Мы вообще-то занимаем первое место по скорости отстройки в городе. В Полигоне даже на пульте есть кнопочка под названием «Враги», ее нажимают -
fa2
и все.
Станете ли Вы играть перед пустым залом?
В: Порепетировать не грех.
Д: Я могу уже похвастаться, что уже не помню, когда у нас перед сценой вообще никого не было, хотя бы один чудак какой-нибудь да колбасится.
К: Чудак - привет! Мы ради тебя играем!
Никогда не задумывались над тем, чтобы давать концерты бесплатно, в рекламных или любых других целях?
К: Если бы был клуб, который согласился работать просто бесплатно, мы с огромным удовольствием работали в этом клубе бесплатно, и бесплатный сделали бы вход. Не так часто, возможно, но какое-то количество концертов, концерт в два месяца, мы бы обязательно делали бесплатно.
Есть ли у Вас какие-либо фавориты на русскоязычной сцене, с кем бы вы хотели выступить в одном концерте?
Д: Мне очень нравится Наталья Ветлицкая. Отдался бы в любом месте при любых обстоятельствах за любую сумму. Почти.
Вы играли в солянке перед Королем и Шутом, а группа, играющая перед хэдлайнерами, чаще всего вызывает недовольство зала. Врагов «выбивает» подобное отношение, или Вы, как Психея, рады бутылкам из зала?
Д: Мы играли перед КИШом, никто ничего не кричал, а десятая часть - прыгала. Мы такая команда, которая, если непредвзято, выходя перед аудиторией, умудряемся у них некий интерес вызвать. Во всяком случае не вызываем у них желания бросать бутылки.
Достаточно ответственный момент в жизни клубной группы - запись и выпуск альбома. Сейчас готовится к выходу очередной альбом «Врагов» - «Никарагуа». Не могли бы вы поделиться своими «рецептами» записи?
Д: Нужно, чтобы каждый из наc был уверен в себе, в своем инструменте и в нас как в организме.
В: А материал готовый всегда найдется.
Д: И чем больше я записываюсь, тем больше прихожу к мысли, что музыканты должны прийти , сыграть свое и уйти. И потом уже в магазине купить компашку и послушать.
Ходят слухи, что перед выпуском альбома «Враги» закапывают его, и только после того, как альбом CD будет откопан и прослушан, он выйдет в свет.
К: Я эти слухи посеял, я слышал передачи про Боба Марли, где это было рассказано про Боба Марли, и я сказал - может быть нам тоже придумать подобный обряд? Бобби - привет!
Ваше отношение к записям вне студии, используя домашние PC и т.п.?
Д: Начальная демо-запись - возможно. А как конечный продукт – Боже упаси!
Вы довольны качеством выпущенных альбомов?
Д: Теми, что выходили до 2002 года - я доволен примерно процентов на пятнадцать. А тем, что выходит сейчас - я пока что доволен им процентов на шестьдесят.
В песне предпочтительнее, чтобы текст главенствовал над музыкой, или наоборот?
Д: Кому как. У нас с этим конфликтов не возникает.
Существует ли в Ваших песнях понятие «слоган», ключевая фраза, определяющая коммерческий успех песни?
В: Можно говорить о том, что работает на публику, и о том, что мы считаем своим слоганом. То, что работает на публику - это, как было сказано Людьми Лопеса, «героический минор».
К: Лопесы - привет!
Чем определяется эмоциональная подача песни, это некое специально придуманное настроение, или что-то сродни импровизации?
Д: Обычно это какой-то кусок из жизни или придуманная история, которую я в этой песне воплощаю. Как родилось – так и выплескивается в зал
А как Вы относитесь к отрицательному восприятию Вашей музыки, текстов?
Д: Никак. Как говорил Хрюндель Масяне «Сколько на свете козлов. Куда без них? Пойдем лучше рогаликов купим»