Я знаю, где в Питере в январе цветут кактусы - в "студии" Людей Лопеса, где же еще! Самым морозным январем эти пятеро - Петя (перкуссия), Кирилл (вокал, бас), Сергей (гитара), Дима (гитара), Антон (саксофон) - даже веник заставят зацвести. Потому что Люди Лопеса - это Музыка, это Шоу, в чем я убедился очутившись на их репетиции, на разрисованном "под латинос" (самим же Кириллом) и обклеенном афишами чердачке, напоминающем большие антресоли. В перерывах между подготовкой новой программы (совместно с Врагами - Доктором и Котом) я попытались выяснить, что мешает этой атмосфере, распространится шире нескольких питерских клубов и превратиться в бизнес.
Хотелось бы, чтобы за музыку платили
Для многих групп игра в клубах - только способ потешить свое эго после рабочего дня "на производстве". Для Вас музицирование в клубах - хобби или профессия?
Петя (перкуссия): Во всяком случае, это не профессия.
Кирилл (вокал, бас): В данный момент - не профессия. Но я мню себя... мну себя... каждый день на эту тему. На тему того, чтобы это, наконец, стало профессией.
Сергей (гитара): Дело в том, что многие музыканты, мои знакомые, говорят - я работаю в группе А, по кабакам играю, по всяким барам, и плюс еще у меня есть группа Б - там у меня творчество.
Антон (саксофон): На самом деле я был вчера на концерте двух групп, входной билет на которых стоил 400 рублей, и мне не показалось, что они занимаются зарабатыванием денег, мне показалось, что они занимаются творчеством. Мне кажется, тут очень тонкая грань...
Петя: Хотелось бы не зарабатывать музыкой деньги, хотелось бы, чтобы за музыку платили.
Существует расхожее мнение, что чрезмерная музыкальная образованность и академизм в шоу-бизнесе не способствует успеху. По Вашему мнению, следует ли музыкантам, желающим прорваться на Большую Сцену, повышать свой профессиональный музыкальный уровень, поможет ли им это?
Антон: На самом деле здорово, когда ты думаешь не о том, как сыграть, потому что у тебя не получается что-то сыграть, а думаешь о том, что сыграть и достаточно свободно владеешь инструментом.
Петя: Надо заниматься как самостоятельно, так и с преподавателем.
Сергей: У нас был один человек, который занимался и сам, и с преподавателем, но он ушел уже из группы [ударник]. Поэтому можно сказать, что основная часть коллектива этой концепции не придерживается.
Какие требования будут предъявляться к новому ударнику?
Все (перебивая друг друга): Чтобы умел играть на барабанах. Это у них редкость. Чтобы в секту не ходил. Чтобы человек был хороший.
(история в тему от Доктора, "Враги": "Вот этот человек (Петя) каждые выходные ходит в секту. Они собираются с разными шикалками, включают Дженифер Лопез и начинают шикать часа по четыре, шумно и ритмично - чтобы достичь транса. Кто лажает - тому дают и выгоняют. Его уже несколько раз выгоняли. Потом, конечно, брали обратно..." ).
Вы часто экспериментируете со сложными размерами, гармониями. Это достаточно большая редкость среди клубных команд.
Кирилл: Это принцип. Это болезнь.
Сергей: Диагноз - 5/4.
По Вашему мнению, подобные эксперименты не мешают коммерческому успеху?
Кирилл: По разному. Просто отзывы таких людей, которые искушены в этом - стоит им доверять или не стоит - я даже не знаю... Были отзывы таких людей, которые вообще не врубаются? По-моему были.
Сергей: Н
2000
а самом деле сложные размеры не способствуют танцевальности, легкой ложимости на уши, запоминаемости. Хотя наша аудитория умудряется танцевать под эти сложные ломаные ритмы.
Васильев - он не умеет писать нормальные тексты
Говоря о составляющих коммерческого успеха, нельзя не коснуться такой темы, как тексты песен. Слова песни на ее успех и "продаваемость" влияют?
Кирилл: То есть какие-то слоганы?.. Ну, в принципе, когда люди разбирают слова, то говорят, что они им очень нравятся. А когда не разбирают - они в принципе тоже не обламываются.
Петя: Кто-то мне говорил после нашего последнего выступления - наконец-то я услышал текст. Просто мы играли без барабанщика. То же самое говорили и на предыдущем концерте - вот, сегодня было хорошо, потому что мы, наконец, услышали текст.
Антон: Просто люди постепенно созревают до того, что начинают слышать текст.
Кирилл: У меня давно есть желание написать песню с каким-нибудь рефреном, слоганом, чтобы пели люди. Ау меня не получается, обидно.
Сергей: Потому что такие вещи очень героическими должны быть, повторяющийся припев...
Для текста, мне кажется, важен не столько сам текст, а какая-то одна сильная фраза, какой-то слоган. Вот тот же Сплин, Васильев - он не умеет писать нормальные тексты, он умеет писать слоганы, и в каждом хите у него по такому яркому слогану есть, он запоминается. А восприятие человека так устроено, что мелодию он с первого раза все равно не запомнит, это должна быть офигенная мелодия. И песня запоминается и отличается от других, прежде всего по этому якорю, по этой фразе.
Кирилл: "Штирлиц знал, что последняя фраза запоминается лучше всего. тчк." Поэтому все слоганы - в конец. А у нас большинство последних фраз в песнях примерно такие - "Ы!" (смеется)
Антон: А я не готов кричать "Ы" в конце песни, буду молчать.
Сергей: А мы и без тебя крикнем.
Петя: Чего вы хотите крикнуть?
Слова к музыке или музыка к тексту?
Кирилл: Сначала тексты получаются. Потом постепенно обрастают музыкой...
Кирилл: Текстам уделяется большое внимание. Даже очень большое. Результатом этого является их малое количество. Настолько большое внимание им уделяется, что напишешь - и...
Сергей: "Ай да Пушкин, ай да сукин сын!"
Кирилл: Вот еще Петя участвует в этом процессе. У нас совместное творчество получается.
Многие вокалисты говорят , что никогда бы не стали петь слова, сочиненные другим человеком - так их труднее "прочувствовать". Как у Вас решается вопрос поэтического тандема - подобных конфликтов не возникает?
Антон: Конфликт возникает, когда Петя принесет что-нибудь написанное - вот тогда у них конфликт.
Кирилл: Потому что прежде чем дойдет до вокала - еще сто раз все это редактируется и корректируется.
Сергей: И в настоящий момент у нас нет ни одной песни, которая была бы от начала до конца одинаковая. Через какое-то время появляется желание ее переделать - давайте еще что-нибудь добавим, а давайте это уберем. Вырвем из одной песни - а жалко же выкидывать кусок - и на его основе пишется другая песня. Потом ждем, пока текст появится под нее.
Кирилл: Просто у нас какое-то время состав был не устоявшийся, было всего три песни, и мы в них пихнули все, что только можно было. А потом подумали, что слишком много, и начали их разбирать, как конструктор Lego. Получилось шесть песен.
Антон: Потом разобрали еще раз - получилось двенадцать. Сейчас разбираем дальше. Скоро все песни станут простыми - простыми и их будет много.
Чаще всего именно вокалист в коллективе отвечает за "эмоциональный посыл", за то, "чтобы душа развернулась". Практически все Ваши песни имеют позитивный эмоциональный настрой - это делается умышленно?
Кирилл: Мы стараемся, чтобы под песню можно было не только танцевать, но чтобы она вызывала какую-либо эмоцию. Вообще меня тяготит, положение, что у нас нет песен, которые бы пробуждали в людях печаль. Если это сделано красиво - это очень здорово.
Обязанности харизматического лидера не тяготят, не возникает желания разделить их с коллективом?
Кирилл: У нас масса была примеров, когда после концерта девочки чего-то хотят, смотрят в рот... Я пою, поэтому на мне концентрируется внимание. Но я отнюдь не беру на себя каких-то обязанностей лидера группы.
Да пошел ты в жопу, директор!
Должен ли быть у группы администратор?
Хором: Должен.
А он есть?
Хором: Нет.
А почему?
Кирилл: У нас барабанщика-то нет пока. Вот почему его нет?
А почему его нет?
Сергей: Потому что нет администратора.
Кирилл: Как-то не сошлись во мнениях [с ударником]. По музыке-то сходились, а по человеческому фактору...Мы все притерлись, а с ним терлись-терлись, и натерли мозоль...
Сергей: Конечно, хотелось бы иметь импресарио, но импресарио из собственной среды. А из собственных рядов - человек так устроен, что видимо, не потерпит кого-то, кто пытается стать импресарио. Импресарио ведь - это директор.
Хором: "Да пошел ты в жопу, директор!"
Сергей: Творческая натура не приемлет власти над собой. А если делать шоу-бизнес как бизнес, то там должна быть определенная власть, иерархия, подчинение и так далее. Хотелось бы, чтобы человек чувствовал себя творческой единицей в группе. Но это, конечно, уж очень идеальный вариант.
Помимо администратора, "чтобы как у взрослых" - требуется имиджмейкер, стилист. Считаете ли Вы, что он Вам нужен?
Сергей: Так ему надо деньги платить. А вдруг он скажет какую-нибудь ерунду... И потом, мы люди все такие своевольные, все такие... Лопеса. Скажут нам - пора одевать сомбреро. Ну что это, зачем это? В них потеет голова.
Кирилл: Люди создают какую-то систему образов, систему восприятия, у зрителя она запечатлевается, потом он видит, предположим, кассету, и она у него совпадает с тем образом, который он видит на сцене. Потом слушает музыку, и она у него тоже вписывается в эту систему. Но просто у нас столько всего наворочено, отовсюду надергано, со всяких разных мест, что когда встает вопрос, какой должен быть стиль, когда афиши делаем, сайт - какой такой стиль, а есть он вообще?
Сергей: Мне кажется, что понятие стиля гораздо шире понятия костюма. Костюмы заслоняют собой понятия стиля именно у поп-музыкантов, Киркоровых всяких...
Кирилл: Тем не менее, когда мы выходим на сцену в домашней одежде, это как-то...
Сергей: А все равно можно выйти в домашней одежде, и это будет стильно и неповторимо... как себя ведешь, как движешься. Чуть-чуть, мне кажется, начали у нас появляться такие фишки, но они именно поведенческие, а не из сферы одежды. Рождаются идею, и если они нравятся - они тут же воплощаются.
Антон: Они иногда приживаются, а иногда нет.
Кирилл: Большей частью их хватает на один концерт.
То есть попытки самостоятельного создания единого стиля, образа уже были?
Кирилл: Мы постоянно возвращаемся к этому.
Сергей: Мы ищем свой образ. Вот, допустим, висят пистолеты. Это часть нашего образа годичной давности.
Кирилл: Это неправильная стрелка, она нас повела не в ту сторону.
Сергей: Однажды на один из концертов мы все купили одинаковые штаны, как у Кирилла, и футболки одного фасона, но разных цветов.
Петя: А нас увидели и сказали - как Буше.
Сергей: Нет такого имиджа, который бы нравился всем
Живет человек своей жизнью и сам себя эпатирует
Ваше отношение к эпатажу, скандалу в начале творческой карьеры, созданию образа гомосексуалиста, лесбиянки для привлечения внимания?
Кирилл: Это способ себя заявить, если нечем больше...
Сергей: Я вообще ничего страшного в лесбиянках не вижу, в отличие от гомосексуалистов.
А если речь идет просто об эпатаже, и если это делается честно и не скрывая, как ПТВП...
Антон: Гомосексуализм - не всегда эпатаж. Иногда это скрытая латентная форма, эпатирующая по-тихому.
Кирилл: Живет человек своей жизнью и сам себя эпатирует.
Подходит ли такой способ себя заявить для Людей Лопеса, истинных мачо?
Дима: Ну почему, можно попробовать...
(внезапная бурная активность в коллективе)
Дима: А что?
Нередко также для привлечения угасающего внимания звезды используют творческие альянсы. А в че
1000
м смысл альянса в случае с "Врагами Лопеса" ?
Кирилл: В чем для меня интерес - для меня, во-первых, был интерес, что я не играю не басу, и я могу спокойно петь, топать ногами, рукам размахивать, с микрофоном бегать. А вообще, как я мог заметить, обычно в чем интеграция - Враги и Люди Лопеса - они совершенно разные. Враги - они электрические, Люди Лопеса - вроде бы и нет.
(комментарий Кота: "Враги - цифровые. Люди Лопеса - аналоговые")
Сергей: Просто всегда хотелось поиграть такую музыку, как Враги.
Кирилл: Альянсы, если они не очень заметные, нужны для самих музыкантов, влить творческую струю, новую кровь и так далее. А то, что на большой сцене, все эти альянсы - это только чтобы бабло зарабатывать. Начиная от альянсов типа Стинг- Эрик Клэптон или Queen - Five, Алсу - Энрике Иглесиас, и заканчивая нашими Сплин и Би-2.
Мы заняли третье место на Варшавском вокзале
Ваше отношение к выступлениям в "солянках", фестивалях?
Антон: Это тяжело. Тяжело войти в необходимое состояние. Даже профессиональным музыкантам не удается за три песни сделать то, что они делают за концерт.
Кирилл: Просто все "солянки", в которых мы участвовали, носят характер, скорее, местечковый.
Антон: Единственный случай, более чем местечковый, был на Варшавском вокзале. И на СКИФе.
Кирилл: Мы заняли третье место на Варшавском вокзале, получили микшерский пульт и часы. Часы вскоре были проданы.
Сергей: Пример бизнеса по Лопесу - продать ценный приз, на вырученные деньги напечатать афиши, а потом использовать их для записок.
Печатать афиши и расклеивать их - это прямая обязанность музыканта (клубной группы) или этим было бы уместнее заниматься клубу? Нужно ли самим клеить афиши?
Сергей: Нужно. Печатать и расклеивать. Молоко печатает свои афиши, расклеивать их, но для группы это мало имеет значения. Для Молока - да... Поэтому группа сама должна быть заинтересована в этом.
А позиционирование себя в СМИ - насколько это важно для клубной команды, увеличивает ли это популярность?
Антон: Есть популярность, а есть известность. Есть группы известные, но непопулярные. А есть популярные, но...
Кирилл: ...неизвестные.
Сегодня абсолютно равноправным средством массовой информации считается Интернет. И вашему представительству в сети можно только позавидовать (домен первого уровня, продуманный веб-дизайн). Иметь свой сайт сегодня - это необходимость?
Сергей: Его надо иметь, если есть, что туда выложить.
Антон: Его можно иметь, даже если нечего туда выложить.
Сергей: Нас это вообще не парит, нам его подарили. Приехал знакомый из Москвы, попал на наш концерт, ему понравилось. Сначала он нам предложил - давайте я вам хостинг организую (он работает в хостинговой компании). И домен подарю. И мы выбирали - ludilopesa, lopespeople...В итоге выбрали lopez.ru, благо он оказался свободен. А с таким названием, я считаю, просто портал должен был быть - мне тогда эта идея, это зерно запало в душу и стало произрастать.
Антон: А еще почту подарил. У нас почта такая забавная - @lopez.ru. Можно делать адреса - дженифер-собака-лопез-ру.
Где можно достать фоток вашей папастой кисы
Часто ли Ваше название ассоциируется с Дженифер Лопез? И обязано ли ей в какой-то мере своим появлением или просто "так душа легла"?
Сергей: Скорее душа легла. Был длинный список названий...
Кирилл: Люди Лопеса, Люди Родригеса, Люди Гомеса...
Петя: Была такая история - название сочинялось для участия в некоем фестивале, нам сказали - мы вас заявим, у вас должно быть название, сообщите нам. Мы сказали, что называемся "Люди Родригеса". Человек записал что-то на бумажке и на следующий день мы в афишах увидели - "Люди Лопеса".
Сергей: (удивленно) Так было, да?
Петя: И было это тогда, когда Дженифер Лопез только восходила на небосклоне, притом кинематографическом. А еще была отписка на сайте красивая - какая-то фанатка Дженифер Лопез попала к нам на сайт lopez.ru, удивилась содержимому и написала всякие возмущения в гостевой книге - "я зашла на этот сайт, чтобы узнать что-нибудь полезн
b9b
ое и интересное про Дженифер Лопез, а у вас какая-то мурня. Только место занимаете". Это единственная стычка, которая была.
Антон: Еще зашел на сайт Кот ("Враги") и написал - "Здравствуйте, поклонники Дженифер Лопез, очень хочу к вам присоединиться. И скажите, где можно достать фоток вашей папастой кисы".
Сергей: Понимаешь, мы изначально исходим из позиции предельной честности нашего творчества - а как можно, когда с нашим названием ассоциируется женщина, у которой даже груди ненастоящие?
Предельная честность творчества для многих подразумевает его минорный настрой. По Вашему мнению, насколько честность обязывает отказываться от легких мажорных вещей в репертуаре?
Сергей: У нас есть понятие национального характера. Национальному характеру нашего народа больше свойственен минор. Русские народные песни в большинстве своем, по статистике - на десять народных песен восемь грустных и две веселых.
Кирилл: И две кончаются мордобитием. Вот лично мне Минор ближе.
Антон: Поэтому у нас все песни мажорные.
Сергей: Подавляющее большинство музыкальных композиций пишется в миноре, от классики начиная. Просто видимо так физиологически сложилось, что минор вибрации вызывает более глубокие, чем мажор.
Антон: Но в некоторые моменты минорная тональность может звучать вполне мажорно. Минор как тональность и минор как эмоции - разные вещи.
Сергей: Мне кажется, наша большая эстрада, именно рок, больше тяготеет к героическому пафосу и к минору. Если ты хочешь стать известным рок-муыкантом, ты должен писать пафосные героические грустные песни в миноре. Вот песня "Победа" (Враги), только что сыгранная - она как раз героическая. Она имеет все шансы стать хитом.
Кирилл: Надо обязательно для успешной рок-песни, чтобы текст обращался к кому-то на "ты".
Сергей: Но это уже для подростков. Жорик, я, ты...
...Спускаясь по длинной узкой лестнице с "антресолей", я подытоживал для себя - песни Лопесов трудно назвать героическими, еще труднее - пафосными. И на "ты" они ни к кому не обращаются. Может, поэтому никак не стать им рок-звездами. Вот и получается, что приходится пока нам наблюдать цветение кактусов и веселье негритянок только в масштабах клубов города Питера.