Гала-концерт «Триумф джаза» состоялся в ГЦКЗ «Россия» 5 февраля. В нем приняли участие биг-бэнд Игоря Бутмана, Билли Кобэм (барабаны), Рэнди Брекер (труба), Джо Ловано (саксофон), Тутс Тилеманс (губная гармошка, гитара), Кенни Уэрнер (рояль), Кевин Махогани (вокал), Гари Бартон (виброфон) и Макото Озоун (рояль), а также ансамбль Элвина Джонса Elvin Jones Jazz Machine. Представление явно задерживалось, и требовательные зрители, заполнившие зал до отказа, неоднократно пытались аплодисментами изменить ситуацию. Наконец на сцене появились участники биг-бэнда Игоря Бутмана, во главе которых с саксофоном в руках шел президент Фонда «Триумф» Игорь Шабдурасулов, вызвавший своим видом искреннее удивление. «Не пугайтесь, я играть не буду. Просто выходить на сцену с пустыми руками - плохая примета», - заметил Шабдурасулов, вернув саксофон его настоящему владельцу Игорю Бутману. Как всегда энергичный, блистающий тонким юмором Бутман взял ведение концерта в свои руки, проявив незаурядные способности конферансье. Первым из зарубежных гостей он пригласил на сцену знаменитого джазового критика Айру Гитлера, который обратился к аудитории с небольшой речью. В этот вечер собрались истинные ценители джаза, прекрасно понимающие его язык, как в прямом, так и в переносном смысле. Потому моментально улавливали суть каждого предложения Айры на английском языке и громко смеялись над нелепым переводом. А любая джазовая тема, звучавшая в этот вечер со сцены, легко узнавалась и награждалась овациями.
Первой композицией, прозвучавшей в концерте, стал знаменитый «Saint Louis Blues». В этом старинном блюзе Рэнди Брекер поразил слушателей вступительной каденцией, сыгранной в лучших традициях нью-орлеанского стиля, в духе великого Луи Армстронга. Бреккер часто прикрывал рукой раструб трубы, изменяя тембр инструмента и создавая характерный эффект «Уа-уа». Его мощный звук иногда становился хриплым и надрывным, а использование блюзовых подтяжек придавало шарм его соло. Подобную манеру исполнения редко услышишь от модернового Рэнди, который больше предпочитает в своих импровизациях фразы, построенные на всевозможных гармонических заменах, целотоновых гаммах и неаккордовых тонах. Что, собственно, он и продемонстрировал в остальных композициях.
Джо Ловано отличился исполнением баллады «You Don't Know What Love Is:» , где его мягкий, слегка приглушенный звук заставил расчувствоваться даже самые холодные сердца зрителей. Рваные фразы Джо и срывающиеся звуки в верхнем диапазоне инструмента создавали неповторимый, ни на кого не похожий стиль Ловано. Порадовал и Гари Бартон. Вместе с японским пианистом-виртуозом Макото Озоном он надумал использовать в качестве ритм-секции слушателей, которые прищелкивали пальцами и хлопали в ладоши. Самыми долгожданными и желанными стали выступления Элвина Джонса и Тутса Тилеманса. При их появлении на сцене разгоряченная публика буквально взрывалась шквалом аплодисментов, а от одобрительного свиста порой закладывало уши. В основном звучали популярные джазовые стандарты, но было исполнено и несколько авторских композиций Билли Кобэма, который весь вечер радовал зрителей за ударной установкой.
Максим Тимошин, InterMedia