Первое исполнение оперы «Путешествие в Реймс» Джоаккино Россини в Москве состоялось в Большом зале консерватории 29 декабря. Эта опера во всем мире ставится крайне редко, так как принадлежит к числу наиболее технически трудных для вокалистов. По количеству сложнейших сольных арий для самых разных голосов с ней могут поспорить немного опер, даже итальянских. И каждый из 18 солистов в этой опере должен быть безупречным с вокальной точки зрения, иначе опера рискует провалиться. Собрать необходимый состав певцов - непростая проблема, но с ней справились дирижер Юрий Башмет и руководитель Академии молодых певцов Мариинского театра Лариса Гергиева. В концертном исполнении «Путешествия в Реймс» приняли участие лучшие солисты Академии и хор Мариинского театра, а аккомпанировали им солисты оркестра Мариинки и камерный ансамбль «Солисты Москвы». Запланированное в конце декабря исполнение оперы в Санкт-Петербурге не состоялось из-за болезни ведущего тенора Даниила Штоды, а в рамках музыкального фестиваля «Декабрьские вечера» в ГМИИ им. А.С.Пушкина (28 декабря) опера прозвучала без хора, который не успел приехать к назначенному сроку.
Состоявшуюся наконец после всех злоключений премьеру можно назвать событием года. Такого фейерверка любители пения не наблюдали уже очень давно. И если появление, скажем, на каком-либо фестивале или очередной оперной театральной премьере одного-двух голосов, привлекающих внимание, расценивается изголодавшейся по качественному вокалу московской публикой как редкая удача, то прошедший в БЗК праздник, где отличились почти два десятка беспроблемных и ярких голосов, воспринимается как нечто из разряда фантастики. Вполне естественно, в опере, несмотря на запланированную автором техническую равномерность партий, выделены несколько главных ролей, и потому именно их исполнители произвели на публику наиболее сильное впечатление. Это прежде всего исполнительница партии Коринны, сопрано Ирма Гиголашвили, покорившая аудиторию также и драматическим мастерством, сопрано Лариса Юдина (Графиня де Фольвиль), поразившая безукоризненным владением голосом в труднейших фиоритурах во всем диапазоне (две с половиной октавы), сопрано Анастасия Беляева (Мадам Кортезе), обладательница мягкого подвижного голоса, выздоровевший тенор Даниил Штода (Граф Либенсков), к величайшему удовольствию и удивлению публики, без особого напряжения взявший до полутора десятков «до», не говоря уже о «ля» и «си-бемолях», тенор Дмитрий Воропаев (Кавалер Бельфьоре), создавший образ настоящего оперного тенора-ловеласа и бас Николай Каменский (Дон Профондо), заслуживший наибольшие симпатии слушателей после исполнения знаменитой искрометной арии - традиционной буффонной скороговорки. Кстати, именно об этой арии говорил Юрий Башмет, утверждая, что Джоаккино Россини, по-видимому, был первым в истории музыки рэппером.
Татьяна Давыдова, InterMedia