Релизом альбома "Зима" "Снегири" начинают новое направление деятельности, связанное с русской традиционной музыкой.
Серию открывает компиляция, которую представят в "Китайском летчике Джао Да" в канун Нового года.
За щедрым русским столом продюсер Сергей СТАРОСТИН и участники проекта: ансамбли ЖАР и СИРИН - расскажут журналистам о
"Русской Традиционной музыке" - принципиально новом проекте не только для "Снегирей", но и для отечественного
музыкального рынка в целом. Гости услышат живую музыку, вновь зазвучавшую благодаря многолетним исследованиям на стыке
духовного материала аутентики.
Появление серии именно зимой - не случайность.
Приход зимы в России - не просто смена времени года, снег, морозы и метели. Это рубеж светового времени, ожидание
поворота солнца на Весну. Это борьба света и тьмы и победа света, отмеченная в русском календаре наступлением самых
продолжительных в году празднеств, именуемых в народе Зимними святками. Период святок открывался Рождеством, встречал
Новый год (Васильев день) и завершался праздником Святого Крещения. На все время святок пение и музыка становились
основной составляющей русского быта.
Рождество Христово праздновали все и повсюду: в деревнях, крестьянских общинах, в монастырях и соборах, в городах и
царских дворцах.
Сочельник (по-старому "сочевник" - от "сочиво" - обрядовая еда из зерен пшеницы с медом) в церкви слушали две
протяженные службы утром и вечером по особому чину. Между службами пели тропарь и кондак Рождеству - эти короткие
песнопения, прославляющие событие, затем звучали в течение всей недели.
Торжественное празднование Рождества продолжалось до глубокой ночи. Великое Повечерие начинало праздник пением гимна
"С нами Бог", где распевались стихи из пророчества Исайи о рождении Спасителя.
После окончания службы люди расходились по домам, унося с собой в морозную рождественскую ночь ощущение
праздника, который продолжался вплоть до Святого Крещения (19 января). Весь этот период устраивались праздничные
гуляния. Люди ходили друг к другу в гости, угощались и, конечно, пели множество рождественских песен, часть из которых
представлена в этом альбоме.
К завершающим календарногодовой круг относится наибольшая часть лирических песен. В первую очередь, это ритуальные
ночные обходы дворов с песнями, адресованными отдельным членам семьи, либо всей семье с благопожеланиями, посулами или
угрозами хозяевам под Рождество и под Новый год. Здесь же звучат и святочные песенные предсказания будущего (подблюдные
гадания или загадки на голос). Совсем другие песни пелись во время обходов домов наутро Васильева дня, то есть Нового
года по старому стилю, c началом прибавления светового времени. И, что удивительно, эти песни музыкально перекликаются
с песенными формами наступающей весны, образуя связь всего календарного фольклора.
Сопоставление на стыке уходящего и нарождающегося года развитых песенных форм с совсем простыми вызывает у нас
ощущение, что заново создаются музыкальное время и пространство звуковысот, сам певческий звук. А мир, в котором живет
крестьянин, магически очищается через пение, приносящее с собой толику добра и блага.