АВСТРИЙСКОЕ ПОСОЛЬСТВО ПОССОРИЛОСЬ С «НЕЗАВИСИМОЙ ГАЗЕТОЙ»
Научный симпозиум «Арнольд Шенберг - Василий Кандинский. Диалог живописи и музыки», приуроченный к 50-летию со дня смерти Шенберга, начался в инженерном корпусе Государственной Третьяковской галереи 30 ноября. Научная конференция входит в ряд мероприятий, связанных с именами Шенберга и Кандинского, вместе с открывшейся в Третьяковке выставкой и музыкальным фестивалем в МГК (см. МУЗЫКА от 28.11.01).
В первом дне работы научной конференции приняли участие искусствоведы из Штуттгарта, Вены и Москвы. Обсуждались проблемы взаимосвязи музыки и живописи в творчестве Шенберга, Кандинского, Скрябина и других мастеров. Симпозиум завершится 1 декабря выступлениями профессоров Московской консерватории и зарубежных гостей - директор Центра Арнольда Шенберга Кристиан Майер расскажет о предстоящих проектах Центра в области изобразительного искусства, а искусствовед Елена Халь-Фонтэн углубится в проблему творческих и личных взаимоотношений Кандинского и Шенберга, отраженных в их переписке.
В перерыве между выступлениями ораторов внимания аудитории попросили композитор Владимир Тарнопольский (куратор музыкальных программ фестиваля) и атташе по культуре посольства Австрии в Москве Вероника Сайер. Г-н Тарнопольский процитировал собравшимся фрагмент статьи корреспондента «Независимой газеты» Михаила Сидлина «В поисках утраченного синтеза», опубликованной 29 ноября, и осудил резкость, некорректность и невежество автора следующих строк: «Рисовал Шенберг плохо. И будь он более глубок в своем авангардизме, это, пожалуй, ему сошло бы с рук, но он пытался рисовать автопортреты - выходили карикатуры. Есть исключение - автопортрет 1935 года, но за три десятка лет даже обезьяна с кистью в руке научится рисовать себя. Так что выставка Шенберга-художника сулит лишь разочарование».
Владимир Тарнопольский заметил, что появление подобных публикаций весьма печально, и что благодаря именно представителям, по его словам, «древнейшей профессии - журналистики», из нашей страны были в свое время вытравлены многие крупные деятели отечественной культуры. Далее он вспомнил о выставках под названием «Вырождающееся искусство» времен гитлеризма, на которых выставлялись работы художников, заклейменных теми же критиками, правда, по идеологическим соображениям.
Вероника Сайер заявила о намерении посольства Австрии выразить протест редакции «Независимой газеты», который будет оформлен в надлежащем документальном виде, и предложила всем присутствующим подписаться в поддержку этого решения. «Демократия и свобода слова не означают вседозволенность», - сказала г-жа Сайер. Тему продолжил ведущий симпозиума искусствовед и журналист Алексей Парин (главный редактор издательства "Аграф", музыкальный обозреватель радиостанции "Эхо Москвы"), заметивший, что появление подобных публикаций - не локальная ситуация, а беда международного масштаба. Он напомнил, что усилиями соответствующей прессы был изгнан с Зальцбургского фестиваля его многолетний директор Жерар Мортье, и с негодованием сказал, что «журналисты, увы, нередко становятся абсолютными уничтожителями культуры».
Татьяна Давыдова, InterMedia