Парадоксальной была эта пресс-конференция, начавшаяся с вопроса про Новый
год. Журналисты особо не активничали. Кинчев был предельно вежлив, но в меру
угрюм. Нам - лейблу - отчаянно желалось расшевелить и прессу, и артиста, но
чего-то главного так и не возникло в воздухе. И улыбку на Костином лице мы
увидели только через пару часов - в магазине. Без устали "автографируя" и
фотографируясь, он с энтузиазмом отвечал мальчикам и девочкам в расписных
красно-черных майках (в обычной одежде - тоже) на любые вопросы, даже вполне
идиотские. Знакомая журналистка, глядя на это, жаловалась: "Ну, вот. Хочешь
цивильное интервью с Кинчевым - прикинься фанатом!"... Видит Бог, дело не в
том, что Кинчев жаждет всех сделать своими фанатами. Просто, фанатам он
больше доверяет. Ради них-то всё и затевалось...
А для прессы сказано было нижеследующее.
Вопрос: - Где Вы будете отмечать Новый год?
Кинчев: - Новый год я, как всегда, буду отмечать дома... Новый год - это
уютный семейный праздник, поэтому он всегда проходит тихо, тепло и радостно.
С запусканием Деда Мороза в открытое окно, поиском подарков...
Вопрос, настойчиво уточняющий: Даже в юности?
Кинчев: Юность уже настолько далеко, что даже сложно припомнить, что там был
за Новый год.
Вопрос: Вам не кажется, что рок сейчас больше похож на попсу? Где же
протест, где вызов обществу?
Кинчев: Вы понимаете, я не вправе говорить о роке как таковом, поскольку не
очень представляю, что это такое... Понятие "рок" сейчас настолько размыто
средствами массовой информации, форматными радиостанциями, что рок скорее
просто недоступен или истреблен для слушателя... НОРМАЛЬНОГО рока нет ни в
радио-, ни в телеэфирах.
Вопрос: А у вас тоже нет нормального рока?
Кинчев: Смотря что вы имеете в виду?
- Ну, протест и прочее...
Кинчев: Да мы особо и не "протестовали" никогда. Это клише, придуманное
журналистами: "рок - музыка протеста". Я с этим категорически не согласен.
Рок - это искренние ощущения настоящего человека. Мне хочется видеть в
рок-исполнителе ЧЕ-ЛО-ВЕ-КА, а не маску, которую кто-то примеряет на себя и
называет это "имиджем"...
Вопрос: "Танцевать" обозначен в пресс-релизе как "передышка между боями".
Что Вы подразумевали?
Кинчев: Все наши этапные работы всегда воспринимались "музыкальной критикой"
очень негативно, но альбом "Танцевать", как я думаю, будет иметь неплохие
отклики. Быть может, я и ошибаюсь... Так вот, именно эти "неплохие отклики"
я и называю передышкой между боями. Что имеется в виду: допустим, альбом
"Солнцеворот", который для меня и коллектива "АЛИСА" является важнейшей
работой, не был обосран в СМИ только ленивым, был предан забвению
практически всеми радиостанциями и соответственно для широкой публики прошел
незамеченным. Это, правда, не отразилось на нашей концертной деятельности -
нашим фанам по барабану, крутят ли нас по радио и показывают ли по
телевизору. У нас преданные и верные поклонники - это наши
единомышленники... Соответственно, наверное и следующий альбом будет
воспринят журналистами негативно. Поскольку в нем будут подниматься темы,
волнующие сердце... Я не хочу сказать, что песни из альбома "Танцевать" меня
не волнуют, но это ПРОСТО ПЕСНИ, лирика... Лирическое состояние, которое
меня посещает время от времени.
Вопрос: Насколько я помню, проблема с альбомом "Солнцеворот" заключалась в
свастике на
2000
обложке, а не в содержании?
Кинчев: Ну почему же? Некоторые маститые журналисты тире музкритики со
стажем называют "Солнцеворот" "...блевотной смесью фашизма, православия и
язычества..." Так что видите, как смещаются акценты...
Вопрос: Вас такие оценки сильно достают?
Кинчев: Да мне в общем-то глубоко безразличны чьи-то реакции. Мне важно то,
что мы делаем, и важно, как тот или иной альбом отражается в сердцах
единомышленников... А судя по голосованию, которое мы проводили на нашем
сайте по выбору 20-ти песен "Алисы" (для концертов), мы - вместе с нашими
поклонниками. Я с приятным удивлением отметил, что из 9-ти песен альбома
"Солнцеворот" в эту выборку попало 6. Я благодарен нашим слушателям за это -
мы действительно сопереживаем вместе!
Вопрос: Почему "АЛИСА" во всей Москве выбрала самый попсовый лейбл для
издания альбома? Это нонсенс...
Кинчев: В чем "нонсенс"-то, я не могу понять? В том, что именно этот
издатель выиграл тендер, предложенный всем издателям? "Союз" оказался самой
сильной фирмой, с самыми удачными условиями. Мы заключили контракт на
издание "Танцевать". Вот и все. Нормальная практика.
Вопрос: Почему в альбом не вошли "Родина", "Небо славян", каковы были
критерии отбора песен?
Кинчев: Ну это же очевидные "критерии", и в ваших пресс-релизах об этом
написано... (устало-недоуменно) Ну ладно, я повторю еще раз: "Танцевать" -
это альбом песен лирического содержания, а "Родина", "Небо славян" и иже с
ними - это песни, которые будут объединены в следующем альбоме, к записи
которого мы приступаем сейчас...
- То есть тема для нового альбомы уже готова?
Кинчев: Да и песни тоже.
Вопрос: Восстановились ли у Вас отношения с "Нашим радио" после конфликта
вокруг альбома "Солнцеворот"?
Кинчев: Я искренне уважаю свободу выбора каждого - как просто человека, так
и издателя, владельца радиостанции и пр. Если тот или иной программный
директор считает недопустимым звучание песен с "Солнцеворота" на своей
станции, в своем формате, стало быть, они имеют на это право - это ИХ
радиостанция, ИХ формат, и зачем я буду лезть к "Нашему радио" со своими
претензиями и воспитывать их, объяснять, что правильно, а что нет?
Это их жизнь, их выбор, их право... Так же и с альбомом "Танцевать".
Издатель отдал его на "Наше радио", они согласились быть информационными
спонсорами. Ну и молодцы... Вот и все дела.
Вопрос: Константин, я заметил, что Вы разделяете альбомы на "лирические" и
"жесткие", при этом ваши концерты всегда достаточно "жесткие". Не планируете
ли Вы серию "лирических" концертов?
Кинчев: Понимаете, у "АЛИСЫ" определенное электрическое звучание,
выработанное годами, мы его изменять не хотим. "АЛИСА" - электрическая
группа, в этом я убежден. Другое дело, что существует практика акустических
концертов, которую мы сейчас возобновляем... В акустике, конечно, совсем
другое звучание, в ней задействованы только акустический бас и две
акустические гитары. Акустика - это задушевные посиделки и непосредственное
общение с уважаемой публикой. Ответы на вопросы, поступающие из зала, а в
промежутке между ответами я пою песни.
Вопрос: Вы не видите противоречия между лирическими альбомами и Вашими
"жесткими" концертами?
Кинчев: А в чем противоречие?
- В том, что человек привык видеть "АЛИСУ" на концертах в одном образе, а в
лирических альбомах он этого образа не находит...
Кинчев: Вы знаете, мы всю свою жизнь пытались размывать рамки жанра, не
загонять себя в какие-то клише, поэтому каждый наш альбом не похож на
предыдущий. И за 18 лет существования добились того, что с полной
уверенностью можем утверждать: "АЛИСА" может играть всё - начиная от вальса
и заканчивая трэшем.
Вопрос: Всем известен трибьют песен Виктора Цоя "Кинопробы", а Вам никогда
не предлагали сделать нечто подобное, для "АЛИСЫ"?
Кинчев: Нет, не предлагали...
- А если бы предложили, Вы бы согласились?
- Нет. А зачем мне это надо? Мне это неинтересно, да я и жив пока... Мне
интересней самому петь свои песни, нежели слушать их в исполнении каких-то
людей.
Вопрос: Давным-давно вы снимались в кино, во "Взломщике", не хотели бы
продолжить этот опыт?
Кинчев: Нет. Потому, что я не считаю себя актером.
- А зачем вы согласились сниматься тогда?
Кинчев: Тогда были определенные социально-правовые предпосылки, в связи с
которыми мне пришлось сниматься в кино.
Вопрос: Заканчивается первый год нового тысячелетия. Насколько ты это
ощущаешь? Что-то изменилось в мире или нет?
Кинчев: Ну, в мире конечно изменилось... Война идет... Война идет. И самое
главное, на мой взгляд, нашей стране не ввязаться и не завязнуть в этой
войне... Вот это самое главное. Что принесло нам новое тысячелетие -
ощущение надвигающего коллапса... И в этом коллапсе, не ввязавшись в драку,
надо устоять нашей Родине. Потому что, если мы втянемся в войну, на нашей
территории в скором времени... будут проживать китайцы.
Вопрос: Насколько Вы сами довольны альбомом "Танцевать"?
Кинчев: Хорошая работа.
- А если сравнивать с предыдущими работами?
Кинчев: Естественно, он ближе всего к "Джазу"... К "Для тех, кто свалился с
Луны"... C "Солнцеворотом" ни в какое сравнение не идет. "Солнцеворот" - это
этапный альбом, переход в новое качество, более ясное видение мира...
- В иерархии "алисовских" альбомов какой для Вас главный?
Кинчев: "Солнцеворот"...
Вопрос: В возрасте Вашей старшей дочери я убегала из дома и ездила в Питер
на Ваши концерты. Что бы Вы сделали своей дочери, если бы она повела себя
так же?
Кинчев: Я бы ее понял. Потому что "АЛИСА" - замечательная группа и стоит
того, чтобы за ней путешествовать.
Вопрос: Как Вы относитесь к "наездам" на Вас со стороны журналистов, то
обвинения в фашизме, то еще в чем-то?
Кинчев: Ну, этот вопрос скорее не ко мне, а к журналистам... Вообще, если
сделать экскурс в историю группы, то каждая работа коллектива подвергалась
критике со стороны СМИ, все время они чем-то недовольны. А почему, я не
знаю... Видимо, "АЛИСА" чем-то раздражает журналистов.
- Чем же?
Кинчев: Я не знаю. Видимо, какие-то проблемы у журналистов. У нас-то все
хорошо! Хорошо! Мы занимаемся любимым делом, дорогу никому не переходим,
поскольку выбрали свою колею, единственную и неповторимую. Здесь у нас нет
ни последователей, ни предшественников. Это - наш путь! Мы уникальны в своем
роде. У нас есть единомышленники, которые идут вместе с нами. Путешествуют
за нами по городам и весям... Соответственно, в городах и весях на наши
концерты приходят местные единомышленники... Все идет так, как и должно
идти! А почему мы при этом раздражаем пишущую братию, я не знаю... Может,
потому, что на поклон к вам не ходим, а вам этого очень хочется?
Вопрос: Вы не раз говорили, что общение с прессой для Вас тяжкая
обязанность. А вопросы поклонников, которые приходят на Ваш сайт?
Кинчев: Нет, дело в том, что общаясь с поклонниками на нашем сайте
www.alisa.net, я общаюсь с живыми людьми и чувствую искренний интерес с их
стороны. И отвечаю на вопросы с удовольствием и радостью. А при общении с
журналистами у меня возникает постоянное ощущение, что журналист выполняет
заказ своего издания. И ему это не в кайф, и мне не в кайф! О чем я, правда,
искренне говорю, а журналист кривляется, изображая интерес... И получается,
что собрались два человека, каждому из которых это интервью неинтересно, но
мы почему-то его делаем. Вот и вся разница. Надеюсь, она понятна?
Вопрос: Кого Вы слушаете из российских исполнителей?
Кинчев: У меня из машины (поскольку музыку я слушаю в основном в машине)
никогда не убираются: группа "КАЛИНОВ МОСТ" и группа "КИНО". Больше из
отечественной музыки я практически ничего не слушаю... В машине держу
классику, и названные команды причисляю к классике.
- А себя к классикам не относите?
Кинчев: Ну, это было бы нескромно просто-напросто. Поживем - увидим...
"Время покажет, кто чего стоил в этой пурге...", как я же и пел в одной из
песен...
Чего вам больше всего хотелось в детстве? Что-нибудь сломать? Не-ет, это
только назло такое хотеться может. А среднестатистический ребенок хочет,
чтоб
1000
ы ему доверяли. Например, всякие взрослые игрушки. Об этом написаны
тонны педагогической макулатуры... и снят новый клип группы "АЛИСА" на песню
"Путь в сторону леса".
Это не конфликт отцов и детей. Это Праздник Непослушания - идея режиссера
Максима Масальцева, создающего для "АЛИСЫ" уже пятый видеоролик. Вместо
легендарных рокеров, которые будут мелькать в кадре чисто декоративным
образом, в нем энергично действуют дети. Они появляются там, куда их никогда
не пускают без взрослых (в супермаркете, парикмахерской, боулинге и в
настоящей пожарной машине), и делают то, что всегда делают взрослые - причем
на полном серьезе! Среди шестерых юных актеров успешно выступили Вера и
Евгений Панфиловы - младшая дочка и сын Константина Кинчева, 10 и 13 лет от
роду соответственно. А также - трехлетний Егор Масальцев. Режиссер доверил
ребятам не только главные роли, но даже... одну из камер! И уверяет, что до
80% материала, из которого монтируется клип, снято именно детскими руками.
На три дня ребята были освобождены от школ и детских садов; к 6 утра они
являлись на съемочную площадку, где работали, как взрослые, часов по 12, а
потом их увозили сниматься еще раз - только уже заполночь. Их морозили на
трассе и мучили в помещении, не разрешая снимать куртки (по сюжету-то зашли
на минутку, а на деле - проторчали 10 часов)! Но самое ужасное - их
подразнили взрослыми игровыми автоматами, а потом не дали в них поиграть...
Важно было, чтобы все дети друг друга знали и понимали с полуслова, т.к.
репетировать возможности не было. У Веры и Жени лучшие друзья - из Питера,
именно их и привезли в Москву. Вера Панфилова брутально марширует и поет в
кадре папиным голосом. А самый маленький, Егор, между прочим, еще в
трехмесячном возрасте дебютировал в клипе Кинчева "Мой город" - и ему, как
человеку опытному, тоже доверили снять несколько эпизодов...
Популяризация чьих бы то ни было детей целью клипа не является. Идея пришла
в голову Масальцева просто: "Я посмотрел кассету семейных съемок Кинчева,
где Вера поет... DEEP PURPLE. Компания детей сидит в машине, они ставят CD и
врубают на такую мощность, что ее в записи слышно! И Вера в полном синхроне
поет длиннейшую песню. Был ее день рождения, поэтому она себе ее
"посвятила"; при этом она не сидела на одном месте - вылезала в окно,
пряталась в багажник... Я подумал: а почему бы все это не воплотить? И не
дать им самим в руки камеру?!
Я руководствовался тем, что у ребят, да и у меня самого в детстве, было
мечтой. Например, стать пожарным. Немало детей считают, что они могут
прекрасно в этом возрасте орудовать парикмахерскими ножницами; Вера,
оказывается, всю жизнь мечтала подстричь мальчика... В магазине они
совершали покупки, но не расплачивались. Ребенок ведь, попадая в
супермаркет, мечтает все засунуть в тележку, а мама ему не дает. Нужно, не
нужно - главное, чтоб этого было много!..
Клип будут с удовольствием смотреть дети. Это важно. В нем не будет ничего
плохого. Это тоже важно. Это было одним из пожеланий Кости Кинчева - чтобы
дети не творили плохого. Главная идея - созидательность и радость, а не
пропаганда депрессивности и суицида... Того, что детям сейчас просто
навязывают."
Праздник непослушания чуть не воцарился прямо на съемочной площадке. Ребенку
трудновато объяснить, почему кому-то другому, а не ему, досталась роль
главнее. Масальцев не объяснял, просто ставил перед фактом - мол, в данный
момент так надо. "На самом деле, дети ничем не отличаются от взрослых -
разве что немного настойчивей. Все "тормоза", ошибки, невнимание -
свойственны и взрослым актерам. У нас был праздник непослушания. Со
взрослыми это тоже случается, только последствия бывают более страшные...
К сожалению, какие-то вещи сделать не удалось - например, проехать в
метропоезде. Работники метрополитена испугались и сказали, что ребенок в
кабине первого вагона не должен быть ни в коем случае! Всерьез подумывали о
самолете, но его нам тоже дать побоялись - а вдруг дети его по-настоящему
угонят? А пожарную машину дали. Ребята ее заводили, заправляли бе
5e1
нзином и
рулили, а Вера вылезала на крышу на ходу... "
Лидер "АЛИСЫ" на съемках не присутствовал: был уверен, что дети сами
справятся со взрослой работой. По словам Кинчева, из сценария он уяснил то,
что в клипе "дети не слушаются, но не получают ремня". Отправляя их на
"праздник непослушания", Константин Евгеньевич сказал им... "чтобы слушались
режиссера. Я и сам так на съемочной площадке работаю - послушный,
исполнительный, не лезу никуда". Процесс монтажа уже близок к завершению,
так что скоро "Путь в сторону леса" появится на экранах. А кроме того, новый
клип, наряду с философским видеороликом "Веретено", войдет в видеокнижку
группы "АЛИСА" - "Рок-н-ролл - это не работа", которую студия "СОЮЗ"
выпускает вдогонку к альбому "Танцевать" в конце ноября.