В середине октября группа "Машина времени" выступила в нашем городе с новой программой "Место, где свет", где были исполнены практически все песни из нового одноименного альбома, который поклонники пока еще и в глаза не видели. Если верить самой группе, то очередное творение получилось весьма своеобразным, ведь теперь в группе на клавишах играет (и пишет музыку) Андрей Державин, его умение работать с компьютером пришлось весьма кстати.
Альбом состоит из 11 треков. Запись альбома началась еще весной и из-за гастролей в США и Канаде была разделена на две сессии. Первую часть записали в марте - в течение трех недель были записаны все инструментальные партии. Вторую часть сделали сразу по возвращении из Штатов. Она состояла из записи вокальных партий и сведения диска.
На песню, которая дала название альбому, снимается клип (режиссер Александр Смирнов и оператор Влад Опельянц). Сценарий видеоклипа был написан Андреем Макаревичем.
Незадолго до выступления в нашем городе Макаревич сотоварищи рассказали о новой программе.
Андрей Макаревич: Я так понимаю, что мы возвращаемся к практике сейшенов конца 1970-х годов, потому что тогда в порядке вещей было новые вещи сначала выкладывать на публику, а потом, может быть, если удастся, где-то и записать. Вообще в мире такое уже не практикуется, потому что тур - это поддержка уже вышедшего альбома. А нам хочется поделиться с публикой. Мы играем новые песни за две с половиной недели до выхода альбома.
- Страшно?
- Конечно, страшно. Ну, будем добавлять старые хиты. Соотношение новых песен и старых будет 40 на 60.
- Кто автор текстов?
- Автор двух текстов Женя Моргулис, он в последнее время сам для себя пишет, одного текста - Кастров - Державинский товарищ, остальные мои.
- Чья идея названия - "Место, где свет"?
- Моя. Так называется одна из песен на альбоме, для меня она главная. Что касается самого названия, в песне все сказано. Много лет назад мы с Борей Гребенщиковым обсуждали феномен Beatles. Я когда приехал в Ливерпуль снимал про них кино, я поразился тому, что они все из крохотного, провинциального городка, жили практически на соседних улицах - пешком от одного к другому можно было дойти за десять минут, что опровергает теорию вероятности. Мы пришли к выводу, что открылось какое-то окно на небе, и на это место упал луч. Там могли оказаться другие люди, но случилось так. Другого объяснения я не вижу.
- Каким получился альбом?
- Словами трудно описать. У Моргулиса есть песня, довольно революционная по аранжировке, а одна - такая блюзово-рок-н-ролльная, традиционная. У Саши с одной стороны традиционная, а с другой - по-современному записанная. Мои песни разные.
- Творческие планы...
- Собственно, из этого и состоят. Выйдет альбом, потом будут концерты, которые, наверное, для нас уже пойдут проще. Пластинка пойдет по рукам, люди начнут приходить, зная, чего ожидать. Бессмысленно говорить о каких-то планах телевизионных, потому что ты сталкиваешься с тем, что сделал товар, а потом выясняется, покупают его или нет. Когда все будет реализовано, тогда и будет смысл об этом и говорить.
- Есть слухи, что у вас вышла пилотная программа.
- Да, в ней снялся Андрей Григорьев-Апполонов, я выступал режиссером, программа называется "Кулинария народов мира", я собираюсь нести ее на канал "НТВ", а там они будут решать, нравится л
b04
и им "Иванушка" в качестве ведущего или нет. Мне понравилось. У нас на выходе готовится. Еще снимал с таким артистом - Стычкиным.
- Что изменилось с приходом Державина?
- На сцене были сложности чисто физические, которые мы, в общем-то, уже практически преодолели.
Андрей Державин: Я даже не знаю, что сказать, потому что все проще послушать. Из материального использовался только компьютер.
Александр Кутиков: Дело в том, что весь процесс записи альбома заключался в том, что мы собирались в подвале, придумывали аранжировку, которая казалась удачной. Практически ничего не менялось в процессе записи. А после прихода Андрея и работе над новым альбомом сама система работы изменилась. Мы записали аранжировку, сбросили все это в компьютер Андрея, и во многом благодаря тому, как он умеет пользоваться и компьютером и просто тому, что он очень хороший музыкант, обладающий хорошим вкусом, в его студии все эти аранжировки достаточно сильно поменялись. В некоторых песнях кардинально. Он очень много сделал для того, чтобы альбом звучал так, как он звучит.
- А работать "налево" у музыкантов есть время?
- Времени много, Женька играет чуть ли не в четырех группах. Это и нам помогает, потому что, работая с другими проектами, приходят новые мысли, они помогает потом в нашей работе. Не так много групп, которые понимают, что для того чтобы продуктивно работать и нормально жить, нужно давать друг другу свободу.
- Но Моргулис играет в рок-группах, а у Державина мощное попсовое прошлое...
- 14 лет тому назад, когда мы случайно встретились в Екатеринбурге, жили в одной гостинице, у нас был выходной, что бывает редко, и я пошел на их концерт. Я обалдел, потому что девочки, пришедшие на концерт, сходили с ума. У него очень красивые были мелодии, красивые гармонии, это очень хорошо игралось. Я их пригласил в Москву, мы записали две пластинки, дальше он работал сам по себе.
Державин: Лично для меня тот период закончился в 1995 году, мне просто надоело этим заниматься. А до этого я работал просто музыкантом. Были разные периоды в жизни. Это работа и к ней надо относиться, как к работе. Сейчас мне захотелось чего-то другого, и я работаю в "Машине". Лучше идти вперед, чем вращаться в прошлом.
- Андрей, Александр Розенбаум месяц назад рассказывал о вашей совместной поездке на Аляску. Хотелось бы услышать Ваше мнение по этому поводу.
Макаревич: Мы с Сашей раз в два года выбираемся вдвоем в какие-то места, о которых мечтали в детстве. Когда позволяет время. Первым местом стала Амазонка, потом стала Аляска, сейчас мы думаем. Хочу заметить, что в путешествии он замечательный попутчик. Лучше я не встречал более выносливого, спокойного, не конфликтного, не нервничающего человека. В каких-то диких местах с ним очень легко себя ощущать.