Первое в Санкт-Петербурге выступление Эмира Кустурицы и его No Smoking Orchestra состоялось в БКЗ «Октябрьский» 4 октября. Все билеты на концерт были распроданы, но и с ними было не просто попасть в зал. «Мы наконец-таки в зале!» - радостно извещали счастливчики друзей по телефонам. Журналисты попали в зал уже около 21.00, после группы «Бабслей», выступавшей на разогреве у югославских музыкантов. Питерский женский коллектив, сочетающий в своем творчестве фольклорные мотивы и панковскую жесткость исполнения, с не уступающим Кустурице весельем и задором представил зрителям песни со своего первого альбома «Елдырина слобода», выпущенного компанией «Бомба-Питер». Молодую группу встретили тепло, но пыл зрителей охладила еще одна получасовая задержка. Когда же долгожданные музыканты лениво вышли на сцену, народ ринулся им навстречу, и охрана была бессильна сдержать рвущуюся наружу народную любовь. Для начала Кустурица в своей неизменной панаме и с сигарой провел со зрителями игру-разминку, т.е. показал несколько основных движений, выполняя которые можно остаться в живых на концерте No Smoking Orchestra. «Мы же не хотим оказаться сегодня вечером в больнице!» – констатировал он. Группа начала концертную программу с песни, известной зрителям по фильму «Андеграунд», который в 1995 году получил Золотую пальмовую ветвь на кинофестивале в Каннах. После первой же песни к танцующим перед сценой присоединились первые ряды, следующим пришлось встать, чтобы не пропустить набирающего скорость шоу. Традиционные купания зрителей были продемонстрированы уже на второй композиции, посвященной, по словам Нелле, Федерико Феллини. Следом за ней музыканты исполнили старинную сербскую песню, с которой, по их словам, начинается их стиль unza unza. Скрипач группы особенно поразил публику, продемонстрировав на одной из песен виртуозное владение инструментом, недюжую физическую подготовку и изобретательность. Сначала он играл на скрипке, держа смычок во рту, потом засунув его в штаны, наконец, при участии 4 девушек из зала, которые держали гигантский смычок, скрипач доказал всем, что скрипка не такой уж нежный и хрупкий инструмент. Кустурица наблюдал за всем этим шоу отстраненно и слегка опасливо поглядывал в сторону поклонниц, неистово отплясывающих на сцене. Более предприимчивым оказался солист, который завалил одну из девушек, после чего был жестоко избит ногами музыкантами группы и оттаскан за чуб суровым Кустурицей. «Цыганское танго» в исполнении очередной поклонницы и Нелле вылилось в откровенный стриптиз. Смелая девушка, оставшаяся на сцене топлесс, была расцелована Эмиром, Нелле и дотянувшимися до нее прочими музыкантами. К этому моменту публика перестала стесняться демонстрировать свои инстинкты. В итоге концерт превратился в безумную цыганскую свадьбу из фильмов Кустурицы, на которой бесшабашное веселье сменялось пьяной грустью. Финальная песня с многочисленными и продолжительными соло завершилась призывом «Свобода Милошевичу!». Зрители отказывались верить в конец концерта и требовали продолжения. Выход на бис был неизбежен; в заключение Эмир Кустурица сказал, что просто потрясен таким горячим приемом.
Анастасия Лобанова, InterMedia