ЖАННА АГУЗАРОВА ОПОЗДАЛА НА «МАКСИДРОМ» И СТАЛА ЕГО СКАНДАЛЬНЫМ ХЕДЛАЙНЕРОМ
VI общенациональный рок-фестиваль «Максидром-2001» прошел в СК «Олимпийский» 19 мая. По оценкам организаторов, концерт посетили около 20 тысяч человек: свободными остались только боковые места, на которые не продавались билеты. Идея впервые сделать декорации себя оправдала: конструктивистская сцена со множеством железок и раскуроченных автомобилей выглядела эффектно. Гигантские цифры на заднике торжественно отсчитывали время до начала фестиваля. «Ноль» ознаменовался мощным взрывом сценической пиротехники.
Открывшие фестиваль «Deadушки» со своей музыкой очень вписывались в окружающий пейзаж, хотя и играли, по словам Виктора Сологуба (см. ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ), «самые добрые песни» «Я не сумасшедший» и «Коллекционер». После этого на сцену в кепочке вышел не узнанный Вячеслав Бутусов. Даже аккорды, смутно напоминающие «Гудбай, Америка», ни о чем не сказали залу, который раскричался только после появления на экране титра. Благодаря техно-гению «Deadушек» «Гибралтар-Лабрадор» весьма отдаленно напоминал студийный оригинал. Бутусов был статичным до монументальности, хотя «Настасью» публика восприняла на ура. В качестве сюрприза выступила «СерьГа», спевшая дуэт с Константином Кинчевым «Любовь», а группа «Алиса» следом исполнила несколько своих боевиков.
«Смысловые галлюцинации» посвятили выступление 15-летию Свердловского рок-клуба, для чего приняли в состав DJ-я. В его обязанности входила работа с винилом – пластинками «Наутилуса Помпилиуса» и «ЧайФа» производства фирмы «Мелодия». В результате «Звезды 3000» обогатились припевом «Я хочу быть с тобой», а «Вечно молодого» предварили несколько строк песни «С войны». По словам Владимира Шахрина, раритетный винил «Глюки» позаимствовали под честное слово со стены репетиционной базы «ЧайФа». Zdob Si Zdub традиционно завели зал своим постбреговичским балканским роком, хотя рекрутировать хор цыган на «Видели ночь» не удалось. Найк Борзов отыграл «Верхом на звезде», «Лошадку» и «Последнюю песню» невозмутимо и профессионально, «Тотал» своими «Камасутрой» и «Бьет по глазам» добавил фестивалю альтернативного налета, а «Океан Эльзы» - украиноязычия. Эмоциональной кульминацией «Максидрома» стало выступление «Агаты Кристи», посвященное памяти Александра Козлова. На экранах показывали видеохронику с участием покойного музыканта и иногда стоящие на сцене пустые клавиши, а братья Самойловы отчаянно исполняли «Ковер-вертолет», «Сказочную тайгу» и «Опиум».
«Ночные снайперы» были агрессивны и уверены в себе, тем более что зал охотно подхватывал «31-ю весну» и «Кошку московскую». «Конец фильма» компенсировал некоторую концертную сыроватость и отсутствие продуманной сценографии эпатажным шоу: во время «Элис» роль подтанцовок выполняли две 150-килограммовые дамы в школьной форме с пионерскими галстуками. Было так весело, что досадное молчание микрофона Михаила Башакова не казалось столь досадным.
От лидера «Танцев минус» Вячеслава Петкуна ждали сюрпризов, и он не подвел. Выйдя к микрофону, Слава представил группу «Парабеллум» и ушел. Незаявленные новички спели «Это ничего не значит». Как объяснил потом г-н Петкун в ответ на вопрос корреспондента InterMedia, «Парабеллум» прошел на сцену тайно, без инструментов, и играл на аппаратуре «Танцев». Программный директор «Радио Максимум» Михаил Эйдельман прокомментировал это так: «Мы знали, что Петкун готовит сюрпризы, и дали ему определенную свободу в выборе этих сюрпризов. Слава в очередной раз удивил. Меня – приятно. На фестивале должны быть непредсказуемые моменты». Спровадив «Парабеллум», Петкун пригласил на сцену «человека, которого «Максидром» ждал семь лет», - Аллу Пугачеву. Зазвучала фонограмма «Арлекино», но вместо примадонны вышел сам Петкун со словами: «Интересно, как бы это выглядело». Позже Вячеслав рассказал, что песня «Арлекино» ему нравится, ибо навевает приятные воспоминания детства. После «Пугачевой» «Танцы минус» без сюрпризов отыграли несколько своих хитов.
В активе у «Сплина» оказались «Феллини», «Остаемся зимовать», «Линия жизни», «Выхода нет», «Мое сердце» и горячая поддержка поклонников. «Би-2» вышли на сцену в масках, причем клавишник был изрядно похож на Ганнибала Лектера. Лева, Шура и Ко отыграли увереннее, чем в прошлом году, но, если их мастерство выросло в арифметической прогрессии, то любовь фанатов – в геометрической. Зрители подпевали даже вставке «Легко на сердце от песни веселой…», предварявшей «Полковника», что уж говорить про «Варвару» и «Серебро». Затем второй раз прозвучал «Феллини» - на сей раз совместными усилиями «Би-2» и «Сплина». На сцене был почти цыганский табор с музыкальными инструментами, а в зале – почти экстаз. Шестикратный участник «Максидрома» «ЧайФ» («Да здесь ползала – ветераны «Максидрома», - воскликнул Шахрин) закрывал фестиваль своими добрыми народными песнями «Время не ждет», «В ее глазах», «Оранжевое настроение», «Поплачь о нем», а во «Внеплановый концерт» были включены строчки из некоторых прозвучавших на концерте произведений. «Чайфы» не стали в шестой раз подряд петь «Ой-йо», потому что обиделись на журнал «Афиша», чрезмерно стебно прогнозировавший исполнение этой песни: «Это все равно, как если бы он предъявил претензию, что на 9 мая опять пели «День Победы».
На этом «обязательная программа» фестиваля была исчерпана, и начался, по формулировке Михаила Эйдельмана, «факультатив». Жанна Агузарова должна была выступать пятой, но опоздала. По слухам, организаторы хотели проявить принципиальность и вычеркнуть «марсианку» из числа участников, но потом решили просто вынести ее «за скобки». Тот же Эйдельман назвал «хедлайнерский» сет Жанны «сеансом клоунады». Разумная наша г-жа Агузарова долго болтала с залом, иногда высказывая вполне здравые мысли: «К счастью, организаторы простили мне мои чудовищные выходки. Вы же знаете, я звезда, которая иногда позволяет себе лишнее». Спев «Новую музыку» и «Ты мой любимый», Жанна вдруг уступила микрофон некоему Грише, который затянул песню из мультфильма «Алладин». «Мини-сенсацию фестиваля», как назвала певца Агузарова, сменила еще одна сенсация – неизвестная группа без названия, которую «марсианка» нашла в Питере. Люди с инструментами играли нечеловеческую музыку, а Жанна танцевала странные танцы и пыталась что-то кричать в микрофон, пока не отрубили звук. Получился концептуальный финал.
После окончания фестиваля большинство участников и гостей отправились на after-party в новый клуб «Б-2» - второе заведение сети «Бункер» (Б.Садовая, 8). Клуб настолько новый, что местами больше напоминает стройплощадку: граффити на стены наносились прямо на ходу, а деревянные лестницы и шаткие перила (в клубе пять этажей и угрожающе огромная шахта посередине) не производили надежного впечатления. Клубиться до утра героям «Максидрома» это, впрочем, не помешало.
Алексей Мажаев, InterMedia