Группа Stereolab даст единственный концерт в Москве 12 мая 2001 года в клубе «Шестнадцать Тонн»
Комбинируя уклон в мелодику 60-х и эстетику арт-рока, соединенную с
Kraut-рок группами, такими как Neu! и FAUST, STEREOLAB является
одной из самых влиятельных альтернативных команд. Руководимая Tim
Gane и Laetitia Sadier, STEREOLAB, узаконивая различные формы
музыки от экстремального рока, с привнесенным влиянием поп-музыки и
босса-новы, лаунж-поп, саундтреков - традиционно остаются вне рок-
пантеона. Звук группы - жужжащий, гипнотический и ритмичный,
перекликающийся с мелодикой убаюкивающего женского вокала, иногда
исполняющего песни на французском языке, а зачастую и используя
революционную, марксистскую окраску текстов - обманчиво прост,
представляя собой базу множественных стилистических экспериментов,
проходящих сквозь весь творческий путь STEREOLAB. Помимо всего
прочего, STEREOLAB полагается на забытые методы звукозаписи,
используя аналоговые синтезаторы и электронику, но никогда не
заступая за грань китча.
Tim Gane (гитара, клавишные) был лидером McCarthy, лондонской
группы поздних 80-х, послужившей полигоном для формирования
будущего звука STEREOLAB. Gane познакомился с Laetitia Sadier (вокал,
клавишные), родившейся во Франции певицей, на одном из концертов
McCarthy. Романтические отношения пары скоро переросли в творческие
после распада McCarthy в 1990 г. Дуэт начал записывать реализуемые
по почте синглы под именем STEREOLAB, взяв его от названия формы
записи, применяемой в конце 50-х годов. С этого момента проект начал
работать с барабанщиком Joe Dilworth и бас-гитаристом Martin Kean. Все
три сингла ранней инкарнации STEREOLAB были позднее собраны на
компиляции “Switched On”, вышедшей на TooPure Records в 1992 году.
«Switched On» вышел одновременно с их первым официальным
альбомом «Peng!». Оба релиза были оформлены карикатурой с
маниакальной усмешкой, ставшей их единственной визуальной маркой в
то время.
«Switched On» и “Peng!” получили продолжение в виде EP “Lo-Fi”(также
1992 год) и серии синглов, вышедших ограниченными тиражами. В
записи одного из таких синглов «John Case Bubblegum» впервые приняла
участие Mary Hansen (клавишные, вокал) и барабанщик Andy Ramsay,
которые вместе с Gane и Sadier составили ядро коллектива. STEREOLAB
приобретает культовый статус в Соединенном Королевстве. Создавая в
начале 1993 года “The Groop Played” Space Age Batchelor Pad Music”, к
сердцевине группы из Gane, Sadier, Hansen и Ramsay примыкают экс-
Microdisney гитарист Sean O’Hagan и басист Duncan Brown. Один из
первых альтернативных альбомов 90-х, созданный под влиянием “space
age” лаунж–поп музыки 50-х годов, “The Groop….” стала сенсацией,
позволив STEREOLAB сразу заключить контракт с крупнейшим
американским лейблом Elektra Records. Перед подписанием группа
выпустила EP «Crump Duck» и «Nurse with Wound» и летом 1993 года
сформировала свой собственный лейбл в Англии - «Duophonic».
Следующий альбом STEREOLAB , впервые выпущенный в США, был
“Transient Random – Noise Bursts with Announcements”. Вышедший зимой
1993 года альбом стал инди-хитом в США и Великобритании. После его
выхода STEREOLAB начали сотрудничать с различными музыкантами,
такими как “Sonic Youth”, “Pavement” и “BLUR”. На сингле последних “To
the end” в 1994 году слышен вокал Laetitia Sadier. С выходом
«Transient…» доминирующая н
a72
изкотехнологичная экспериментальность,
составляющая основу звука STEREOLAB, окончательно расцвела и
была выведена на новый уровень, следующим альбомом “Mars Audiac
Quintet” (зима 1994 года). O’Hagan перешел от роли полноправного
члена группы к роли сессионного в связи с занятостью в собственной
группе “The High Llamas”.
Выход “Mars Audiac Quintet” ознаименовал путь к изменению звука
STEREOLAB. Преобразования были отражены на ЕР “Music for the
Amorhous Body Study Centre” (1995 год) , записанной для интерактивной
арт-выставки Чарльза Лонга. Более детализированный звук, запутанные
струнные и вокальные аранжировки, гораздо более утонченные и
сложные, нежели на предыдущих релизах. Той же зимой группа
выпускает вторую после “Switched On” компиляцию из синглов и не
вошедших в альбомы треков – “Refried Ectoplasm”.
Следующий альбом группы “Emperor Tomato Ketchup” (весна 1996 года)
стал настоящим прорывом. Отойдя от жужжащего рока предшествующих
2 альбомов, на нем появились темы хип-хопа, джаза и влияние
танцевальной культуры. Взрывные, прифанкованые танцевальные
ритмы и сложные коллажные аранжировки. Успех “Emperor Tomato
Ketchup” был грандиозным, принеся STEREOLAB мировую известность
по обе стороны океана.
В сентябре 1997 года вышел очередной альбом “Dots and Loops”,
закрепивший культовый статус STEREOLAB. Явившись идейным
продолжением “Emperor Tomato Ketchup”, он ,тем не менее, был
выстроен по другому. Опустив эксперементы с ритмами, группа
сконцетрировалась на многоуровневых композициях. С явным влиянием
босса-новы и свингующих 60-х, “Dots and Loops”- легкий, ветренно-
свежий альбом, находящийся ближе к джазу, чем к року и использующий
все возможности каждой музыкальной фразы на нем.
Последующий 2-х летний перерыв в творчестве, вызванный рождением у
Tim и Laetitia ребенка, был завершен в 1999 году очередным альбомом с
традиционно-зубодробным названием “Cobra and Phases Group Play
Voltage in the Milky Night”. Сподюсированный совместно сразу двумя
гениями: John McEntire и Jim O’Rourke, альбом получился очень
разноплановым и сложным. Жонглирование ритмами, гармониями,
духовыми аранжировками, диссонансом, паузами и электронными
клавишными не было до конца понято ни критиками, ни обывателями.
Буквально через несколько месяцев, в догонку “Cobra…”, был выпущен
мини-LP “The First of the Microbe Hunters”, вернувший все на свои места.
Привычный trademark-звук STEREOLAB, эксперементальный, с налетом
экзотики, низкотехнологичный groove.
STEREOLAB выступит с одним концертом в Москве 12 мая 2001 года в
клубе «Шестнадцать Тонн».