Грандиозный исторический концерт, приуроченный к празднованию 100-летия Большого зала Консерватории, состоялся в БЗК 7 апреля. Именно в этот день 100 лет назад впервые в только что отстроенных стенах нового концертного зала зазвучала музыка. Тогда на празднование съехался весь цвет столичной интеллигенции, высокопоставленные особы, члены императорской фамилии. И в этот вечер сто лет спустя на концерт в Большой зал прибыли члены правительства, иностранные послы и просто любители музыки.
Программа вечера в точности повторяла программу открытия. Даже поздравления залу прозвучали те же, что и сто лет назад. Поздравительные телеграммы, восторженные рецензии, фрагменты из поздравлений представителей императорского двора зачитали известные актеры - Ирина Муравьева и Юрий Соломин. И только после того, как слушатели погрузились в атмосферу начала прошлого века, зазвучала музыка.
Гимн профессора МГК Федора Кенемана “Воздвигнут храм искусству дорогому”, написанный специально к открытию, великолепно исполнил хор "Духовное возрождение" п/у Льва Канторовича под аккомпанемент БСО п/у Владимира Федосеева. С первых же тактов никогда с тех пор не исполнявшегося произведения праздничная атмосфера заполнила зал, и каждое следующее сочинение публика встречала восторженными овациями.
После ворвавшейся стремительным звуковым потоком увертюры к опере "Руслан и Людмила" М.И.Глинки прозвучала мятежная взволнованная музыка П.И.Чайковского. Увертюра "Франческа да Римини", вызвавшая, как сообщает пресса того времени, бурный восторг на открытии зала, в исполнении оркестра БСО прозвучала очень напряженно. Бурному напору струнных противостояли грозные аккорды меди, звучавшие мощным унисоном, в заключительных тактах увертюры ощущался такой накал, что весь зал следил за развитием коды, затаив дыхание.
Однако слушатели не успели полностью погрузиться в мир дантовских образов. Праздничное настроение вернулось вместе с "Торжественной увертюрой" А.Рубинштейна. Прозвучавшая на одном дыхании увертюра стала контрастом к восточной фантазии "В Средней Азии" А.Бородина, исполнением которой Владимир Федосеев еще раз доказал, что его оркестр отличает прекрасно сбалансированная звучность, тонкость нюансировки. Общий красочный колорит произведения, великолепно переданный оркестром, выгодно оттенялся виртуозными соло.
И, конечно, апофеозом всего вечера стало исполнение монументального финала Симфонии № 9 Людвига ван Бетховена. В выступлении принял участие Московский камерный хор п/у Владимира Минина и солисты ведущих зарубежных театров: Кэрол Фицпатрик (сопрано, США), Мария Ференчик (меццо-сопрано, Словакия), Эберхард Франческо Лоренц (тенор, Германия), Андреас Макко (бас, Германия).
М ощное оркестровое tutti в коде финала слилось с хором в удивительной гармонии, настолько плотным и слаженным было звучание. Грандиозный финал симфонии Бетховена, написанной на слова Шиллера, стал вторым гимном Большому залу, которым и завершился исторический концерт.